0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Искусство украшения тканей

Русское искусство украшения тканей

Т екстильная промышленность — одна из самых обширных отраслей, в которых применяется творческий труд художника. Имеется много самых различных текстильных предприятий, вырабатывающих ткани, которые различаются по роду волокна (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые, из искусственных волокон, из смешанных волокон), по технике выполнения на ткацком станке (простые, мелкоузорчатые, крупноузорчатые, или жаккардовые), по роду пряжи, идущей на их выработку (гладкие, пестротканые, меланжевые), по способам их отделки (суровые, отбельные, гладкокрашеные, набивные).
Разнообразны и способы украшения тканей. Некоторые ткани уже на ткацком станке приобретают свой окончательный вид, последующие операции не связаны с какими-либо существенными изменениями их внешности. Так вырабатываются из заранее окрашенной пряжи пестротканые и меланжевые ткани — шотландки, сорочечные и костюмные сорта, эпонжи, а также ткани крупноузорчатые, или так называемые жаккардовые, к числу которых принадлежат многие декоративно-мебельные ткани, покрывала, льняные скатерти и некоторые другие.
Но оформление многих тканей не заканчивается процессом ткачества. Поступая на отбельные и красильно-отделочные фабрики, эти ткани проходят ряд операций, существенно изменяющих их внешний вид. Одни из них отбеливаются и в таком виде поступают в продажу, другие после отбелки окрашиваются в самые разнообразные цвета, либо покрываются узорами способом механической печати, фотопечати или ручной росписи.

И ткацкое, и красильное, и печатное дело, и ручная роспись требуют не только определенных технических знаний и практических навыков, но и художественного вкуса. Красивую ткань можно создать, и, не прибегая к сложным по композиции узорам. Мелкая клетка, полоска, выразительная фактура, достигаемая переплетением нитей, красивая расцветка-все эти средства с таким же правом могут быть отнесены к средствам художественного оформления тканей, как и воспроизведение на них самых разнообразных узоров. Более того, нередки случаи, когда гладкокрашеную либо выработанную из меланжевой пряжи ткань, имеющую красивый общий тон и выразительную фактуру, можно с большим основанием отнести к тканям, художественным, чем некоторые ткани с бесконечно повторяющимися и назойливо лезущими в глаза узорами.

Читать еще:  Купальники Аshley Рaige

Искусству украшения тканей русский народ издавна уделял много внимания. Дошедшие до нас образцы русской набойки по холсту, датируемые XVI-XVII вв., отличаются высокими художественными достоинствами и чертами самобытности. В XVIII — первой половине XIX в. в России наряду с набойками развивается производство шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных и льняных узорчатых тканей: тафты, штофа, атласа, парчи, бархата, шерстяных шалей и т.д., а затем широко развилось и механическое ситцепечатное производство.
Русские шерстяные шали работы крепостных, вырабатываемые на фабриках помещицы В.А.Елисеевой (Воронежская губ.) статского советника Д.А.Колокольцева (Саратовская губ.), помещицы Н.А.Мерлиной (Нижегородская губ.), князя Н.Б.Юсупова (Московская губ.), благодаря изумительно тонкому мастерству исполнения и выдающимся художественным достоинствам ценились очень дорого и успешно конкурировали как с восточными, так и западными, в частности лионскими, шалями.

Известностью, далеко выходящей за пределы страны, пользовались старопавловские шерстяные набивные платки. Большой высоты достигло в России в XIX веке производство льняных узорчатых скатертей и парчи. Особой известностью пользовалась парча, вырабатывавшаяся на фабрике бр. Сапожниковых.
Но особенно бурно развивалось в XIX веке ситцепечатное производство, чему немало способствовала борьба русских фабрикантов за восточные рынки — Персию, Турцию, Китай, Среднюю Азию. К 80-м годам XIX века русское ситцепечатное производство достигло такой высоты, что продукция русских фабрик нередко вызывала удивление иностранных специалистов.
О русских тканях на выставке 1882 года французский журнал «Vogue» дал следующий отзыв: «В области тканей она (Россия — С.Т.) может сама себя обслуживать и выдержать любую конкуренцию. Прекрасные ситцы, не хуже руанских. Через несколько лет русское производство сможет конкурировать с Англией в Средней Азии, в Персии и вообще на территории по естественным условиям доступной русскому влиянию».
И действительно, набивные ткани отечественного производства не только удовлетворяли быстро возрастающий спрос внутреннего рынка — крестьянства и городского населения, — но в большом количестве шли и на Восток.
Этим объясняется большое количество восточных набивных рисунков в ассортименте многих фабрик Иваново-Вознесенска — крупнейшего центра русской текстильной промышленности. Таковы, например, рисунки «кашемирового» типа, типа «челяби» и т.д. Немало бытовало в русском ситцепечатном производстве и рисунков, близких по своему

Читать еще:  Абажур «Мечта рыбака»

Для деловых предложений и запросов заполните форму для отправления письма или свяжитесь по адресу указанному ниже:

Искусство украшения шелковых тканей в Китае

Искусство украшения тканей — одно из древнейших искусств, появившихся почти одновременно с началом использования тканей. Гладкие ткани без узора украшались вышивкой или росписью.

Родиной шелковых тканей является Китай, где шелк был известен еще за 300 лет до нашей эры. Китайцы долгое время хранили в строжайшей тайне секрет его производства, а вывоз шелковичных червей за пределы страны был категорически запрещен.

В Европе производство шелковых тканей начинает развиваться в IV веке новой эры во времена Византийской империи. Подражая роскоши Востока, византийские императоры носили одежду из драгоценных тканей, украшенных великолепными орнаментами. В первоначальный период прикладное искусство находилось под большим влиянием Персии, Китая, Индии. Этим объясняется использование в орнаментальном украшении тканей восточной символики: сказочных животных, экзотических цветов, всевозможных комбинаций геометрических фигур. Постепенно византийские мастера перерабатывают заимствованные орнаменты на свой лад и впоследствии достигают исключительного совершенства в этой области.

Роскошь и пышность нарядов была страстью Византии во времена правления Юстиниана. Именно в это время двум греческим монахам удалось привезти в Константинополь из Индии шелковичных червей, а два года спустя, доставить и пересадить необходимое для их содержания тутовое дерево (шелковицу). Вскоре под непосредственным покровительством императора возникли крупные фабрики по производству шелковых тканей, вначале в самой столице, а вскоре в Афинах, Фивах, Коринфе и других местах. После этого одежда из шелка получила необычайное распространение.

Все усилия византийских ткачей были направлены на то, чтобы перенять тайны необыкновенного искусства азиатского ткачества. Вначале они стали заимствовать образцы у персов, а позже, с начала VIII века, у арабов, изделия которых в этой сфере отличались большим разнообразием орнаментов. Поэтому в рисунках на византийских тканях «новоперсидского» периода преобладают изображения фантастических животных, геометрических фигур, звезд, кругов и т. п. В тканях, созданных по арабским образцам, преобладают узоры растительного орнамента в сочетании с арабесками звериного стиля, переплетающимися наподобие лент.

Читать еще:  Подсвечники связанные спицами

Так Китай утратил монополию на изготовление шелковых тканей, однако уникальная техника вышивки шелком по шелку еще долгое время остается секретом китайских мастеров ручной вышивки, создававших подлинные шедевры. Вышивалась одежда, головные уборы, обувь, военные мундиры, ширмы и целые картины.

Вышитые шелком по шелку картины выполнялись в самых разных живописных жанрах, и часто зритель, не знающий о том, что перед ним вышивка, воспринимает шелковую картину как живописное полотно. Самые удивительные работы — это двусторонние вышитые картины, где на двух сторонах шелкового полотна вышиты совершенно разные сюжеты. С помощью этой уникальной техники китайские мастера создают ширмы и настольные экраны, глядя на которые сложно поверить, что эти шедевры могла сотворить рука человека.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector