Миллефиори — в стекле и пластике
Содержание
Миллефиори — в стекле и пластике
«Millefiori» (Миллефиори) из полимерной глины
Миллефиори (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских и венецианских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы), затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку. При разрезании прута, рисунок на срезе получается одинаковым, складывая эти пруты получают красивейшие узоры. Венецианское стекло и украшения миллефиори притягивают к себе взгляды уже несколько столетий.
Посуда из Венецианского стекла
В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. Она провела мастер-класс по изготовлению декоративных миниатюрных конфет из пластики с использованием принципов стеклодувной техники.
Узоры в технике Миллефиори
С начала 80-х годов «колбасная» техника (миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. С ее помощью из полимерной глины мастера творят настоящие шедевры. Колбасы делают не только цветочные, но и с самыми разными рисунками. Но принцип везде один и тот же, — тот, что придумали итальянские мастера-стеклодувы с острова Мурано еще в далеком 14-м веке.
Мастер-класс: простой цветок в технике «Миллефиори»
Миллефиори (millefiori) — это метод составления сложного рисунка из более простых колбасок (кейнов).
Выбранные цвета хорошо разминаем и раскатываем:
Из основного цвета (здесь голубого) формируем простую одноцветную колбаску и разрезаем на семь одинаковых частей длинной по 1.5-2 см. Из одного маленького брусочка делаем сердцевинку цветка — обворачиваем его полоской контрастного цвета:
Оставшиеся шесть брусочков укладываем вокруг сердцевинки:
При помощи спицы или зубочистки четче обозначаем форму лепестков:
Снова оборачиваем весь цветок полоской контрастного цвета и еще раз спицей делаем углубления на стыке лепестков:
Собирать рисунок нужно так, чтобы между слоями и кусочками пластики не было воздушных карманов, дырок. Частично воздух уйдет, и дырки заполнятся пластикой при дальнейшем уменьшении колбаски:
Уменьшать получившийся рисунок надо начиная от центра, осторожно, медленно и равномерно сжимая (не катая и не перекручивая) получившуюся колбаску. При аккуратном уменьшении колбаска удлиняется и утончается, сохраняя по всей длине одинаковый рисунок. Только на концах колбасы узор будет деформироваться. Разрежьте уменьшенную колбаску пополам — посмотрите на получившийся цветок:
Если вас устраивает размер бусины, то можно взять половинку бритвенного лезвия и нарезать всю колбаску на одинаковые плоские бусинки, шириной около 5 мм:
Если нужны бусинки поменьше, продолжайте уменьшать колбасу до нужного размера. Дырочки в бусинках удобно прокалывать иголкой или зубочисткой. Делайте это, медленно поворачивая иглу, стараясь не деформировать бусинку. Готовые бусинки можно запекать на зубочистках, воткнутых в горбушку хлеба, в картонную коробочку или шарик из скомканной фольги.
Чтобы повторить классический узор миллефиори можно сделать несколько разных цветочных колбасок. Например, еще такую:
Затем сложить их, чередуя, вместе в одну большую сложную колбасу, и опять немного ее сжать и уменьшить.
Размер рисунка зависит от замысла, но удобнее складывать рисунок 2-4 см высотой. Диаметр колбасы тоже лучше делать не слишком большой и не слишком маленький, где-то 3-6 см. Затем можно ужимать и уменьшать колбаску до нужного вам размера. Форма брусочка с рисунком может быть любой – круглой, квадратной, треугольной и вообще любой сложности. Но уменьшать удобнее простые формы. Начинать лучше с простых круглых колбасок:
Бусинки можно делать плоские, как описано выше. Можно нарезать узор тонко-тонко (1 мм или еще тоньше) и облепить этими нарезанными кусочками с узором заранее скатанные однотонные шарики. Затем немного покатать в ладонях, разглаживая рисунок, и получатся круглые бусинки с рисунком.
По этому же принципу из полимерной глины делаются не только цветы, но и всевозможные узоры: буквы, геометрические фигуры, сложные рисунки и даже целые картины.
Кроме того, в технике «Миллефиори» можно делать «Калейдоскопы». Это несколько сложенных вместе брусочков с одинаковым рисунком. Вот, например, калейдоскоп, сложенный из треугольной колбасы:
Видео-урок техника Миллефиори
Мастер-самоучка постиг тайны самой сложной техники стеклодувов: Муррины Лорена Стампа
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Представьте себе, что вы взяли несколько коктейльных трубочек разных цветов и сложили их вдоль так, чтобы на «торце» получился цветочек. Теперь давайте мысленно склеим эти трубочки и отрежем от получившейся «колбаски» отдельный «ломтик». Вы только что получили представление об одной из самых древних стеклодувных технологий. Только теперь представьте себе, что у вас в руках не пластмассовые трубочки, а палочки из самого дорогого в мире стекла – муранского, и сложить из них вам нужно не банальный цветок, а сложный геометрический узор или даже копию картины – например, Леонардо да Винчи (не будем же мы мелочиться). Если в мысленном эксперименте возникли сложности, не огорчайтесь, на самом деле на такое способны сегодня лишь несколько мастеров на свете. Кстати, эта техника носит название Миллефиори (тысяча цветов), а ваш отрезанный кусочек будет называться муррина.
Миллефиори — одна из самых древних техник. Еще 4 тысячи лет назад на Ближнем Востоке так изготавливали разноцветные стеклянные бусины с узорами, которые затем можно было сложить в мозаику. Затем этот способ был надолго забыт, пока его в средние века не возродили мастера из Мурано. Сегодня для подобных изделий используется только муранское стекло – оно считается наиболее пластичным, множество доступных оттенков получаются не за счет примешивания красок, а в результате разного химического состава исходного материала. Стеклянные стержни разных цветов спекаются в одну длинную заготовку, от которой затем отрезают пластины-муррины. Спекание стекла – непредсказуемый процесс. О том, получилось ли изделие так, как планировалось, мастер узнает только в самом конце. Чаще всего таким образом получают рисунки в виде цветов и геометрических фигур.
Современные мастера продвинулись в этой технике намного дальше своих предшественников. Кроме геометрических узоров в технике Миллефиори они создают настоящие стеклянные картины, а соединить отдельные муррины могут не только в плоскую мозаику, но и в вазы невероятной красоты.
Наиболее впечатляющих результатов в этой технике достиг американский художник-самоучка Лорен Стамп. Его картины в технике Миллефиори произвели настоящий фурор.
Самое известное творение мастера – это стеклянная копия полотна Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте». Для ее создания Лорен Стамп соединил несколько сотен стеклянных стержней разных оттенков в длинную «буханку», на срезе которой получилась картина. Каждая пластина этого уникального произведения была продана за 5 тысяч долларов.
Создание подобных произведений – невероятно трудоемкий процесс. В такой же технике Лорен Стамп делает и ювелирные украшения.
Для того чтобы получилась картина в технике Миллефиори, мастеру приходится сначала создавать эскиз будущего рисунка. Специфика работы ограничивает набор художественных средств, и создать подобный рисунок может только тот, кто хорошо знает особенности «стеклянной живописи». Дальше мастер выплавляет стеклянные стержни нужных оттенков. Муранское стекло – самое дорогое в мире, однако только оно позволяет создавать настоящие шедевры. Дальше происходит самый сложный процесс – выкладывание палочек в нужном порядке и их спекание в единое целое. При этом вся работа может быть просто испорчена, если время или температура были подобраны неправильно. После спекания стекло остывает в течение двух дней, и только после этого мастер может сделать первый срез и понять, получилась ли задумка.
Муранское стекло поражает разнообразием цветов и вдохновляет мастеров на создание невероятных шедевров: Магия муранского стекла от Lucio Bubacco: Работы знаменитого мастера с мировым именем.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мастер-класс. Пластилинография «Яблоневый цвет» (техника миллефиори)
Юлия Шанина
Мастер-класс. Пластилинография «Яблоневый цвет» (техника миллефиори)
Миллефиори (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы, затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок.
В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» — трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие.
С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. Но не только с пластикой, можно творить такие чудеса! Колбаски миллефиори можно делать и из пластилина.
Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости изменяет. Основной инструмент в лепке — руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Пластилин — универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Пластилинографияимеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
-Пластилин (белый, розовый, желтый, коричневый, темно-зеленый, светло-зеленый);
— простой карандаш или зубочистки;
— канцелярский (макетный) нож;
— картон цветной для фона.
Белый пластилин хорошо разминаем и формируем простую колбаску (брусочек).
Из розового пластилина делаем тонкую пластину по ширине брусочка
Оборачиваем брусочек полоской розового цвета
Аккуратно срезаем лишнее и шов разглаживаем
Далее начинается самое интересное — будем ужимать полученный брусочек. Уменьшать надо от центра осторожно, медленно и равномерно сжимая (не катая и не перекручивая) получившуюся колбаску.
При аккуратном уменьшении колбаска удлиняется и утончается. В итоге получается вот такая колбаска.
По краям будет выступать пластилин двух цветов — ничего страшного. Края колбасок надо срезать и увидите аккуратную серединку.
Режем удлиненную колбаску на 8 частей следующим образом.
оставляем 5 колбасок и раскатываем короткую желтую колбаску (для серединки) по высоте розовых.
Розовые колбаски выкладываем вокруг желтой серединки и прижимаем. Получился цветок.
Теперь канцелярским ножом нарезаем тонкие цветочки.
Далее делаем листочки, раскатываем брусок толщиной 1 см и придаём форму листика. Затем разрезаем, прокладываем тонкими пластинами светло-зеленого цвета, ужимаем и.
нарезаем также как цветы.
раскатываем из коричневого пластилина тонкую веревочку и выкладываем на картон примазывая, затем выкладываем цветы и листья прижимая к фону. Стекой и карандашом (зубочистками) рисуем рельефы (тычинки, прожилки у листьев, кору ветки и т. п.)
Готово, вот что получилось!
Пластилинография на стекле. Мастер-класс. В предыдущем посту я уже писала, что в конце апреля мне предстоит показывать мастер — класс по «Пластилинографии» для педагогов нашего детского.
Техника «миллефиори» в пластилине Изначально название «миллефиори» (с итальянского “mille fiori” – «тысяча цветов») употреблялось для одного из видов мозаичного стекла с.