4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриотическая схема

Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников

Ирина Забелина
Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах,в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Этапы патриотического воспитания дошкольников:

• базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

• художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

• когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

• Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.)

• Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

• Беседы с детьми о стране, родном городе;

• Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

• Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

• Знакомство детей с народной декоративной росписью;

• Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

• Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

• Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

• чтение художественной литературы,

• праздники, развлечения, вечера досуга, викторины.

И, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность.

НОД проводится один — два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»). Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного села и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитательдолжен помнить следующее:

• По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

• Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

• Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно,следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т. п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например: 1941г. ,1945г., 12 апреля 1961г., т. п.)

• Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова,например: «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Читать еще:  Браслеты из кожаной сумки

• В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.

Презентация «Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания старших дошкольников» Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Формирование гуманного отношения к родителям как начало патриотического воспитания дошкольников Так хочется, чтобы добра на планете Земля становилось больше! Так хочется, чтобы мы не опоздали с этим вопросом. Наша задача, как родителей.

Формы, методы и приёмы воспитания речевого этикета у детей старшого дошкольного возраста Основная цель можно работы по развитию считала речи и обучению говорила родному языку целостной детей – формирование первый устной речи.

Нравственно-патриотического воспитания дошкольников Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки: — воспитание гуманности как качества личности; — воспитание.

Основные средства и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста А. С. Текаева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева руководитель Н. Г. Спиренкова, канд. пед. наук, доцент Основные средства и методы патриотического.

Потенциал семьи как основной фактор патриотического воспитания дошкольников Имея практический опыт, мы из года в год получаем плачевные результаты. Поэтому свою работу мы стремимся выстраивать совместно с родителями.

Семинар «Задачи, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей» Выдающиеся педагоги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Патриотические поделки — самые красивые варианты смотрите здесь! (100 фото простых поделок)

Ещё в детском саду надо начинать приучать делать интересные патриотические поделки. К примеру, самый простой способ создания поделки танка – сделать его фигуру из зелёной губки для мытья посуды. Малышу по силам вырезать из мягкой губки башню – отдельно.

Нижнюю часть танка тоже вырезать ножницами. Снизу фигуры танка сделать прорези. Туда вставить пуговицы. Чтобы немного выглядывали. Чуть-чуть. Пуговицы приклеить. Получится – танк на ходу.

В завершение – малыш прилепляет башню. Вставляет в неё палку для чистки ушей. Предварительно очистив концы. Фигура танка готова. Входя во вкус, малыш будет делать сам, придумывать новые поделки. Надо поощрять такое увлечение, делать фото патриотических поделок.

Пройдут годы. И повзрослевший молодой человек будет с улыбкой разглядывать фотографии прежних лет. Где есть фото, где он сопричастен к судьбе страны. Потому что поделки на подобные темы – это уже не только личное дело человека. Это тема общей судьбы всех людей, живущих в России.

Краткое содержимое обзора:

Ко дню Защитника Отечества

Конечно, в магазинах полно игрушек на военную тематику. Но поделки на патриотическую тему, сделанные собственными руками дают ребёнку особую сопричастность. Пусть поделка неказистая, но она своя, сделанная самим ребёнком.

Не нужно смеяться над желанием ребёнка сделать самому бронетранспортёр или танк. Наоборот, надо подсказывать ему отличие танка от бронетранспортёра.

И тогда в день 23 февраля ребёнок вдруг удивит отца подарком, который сделан собственными руками. Взаимная любовь и симпатия родителей и детей только укрепится. А сделать самые простые бумажные танки, бронетранспортёры, военные машины можно легко таким способом.

Берутся коробки из-под конфет. Проводят эксперименты с этими коробками. Подрезают. Надстраивают. Приклеивают нужные части. Колёса у машин, танков, бронетранспортёров легко сделать из пробок, что хранятся в любой семье на всякий случай.

Рекомендуем прочитать:

Разнообразие подходов к проблеме

Чаще всего военно-патриотические поделки не требуют особого расхода материала. Для изготовления нужно иметь:

  • ножницы;
  • картон и бумагу;
  • карандаш;
  • краски;
  • клей.

Применяя всё это, при умелом обращении с материалом, можно создать даже такие поделки, которые можно послать на выставку.

Но ведь патриотическая тематика шире, чем просто военная тема. Тут широкое поле для творчества. Вот, к примеру, макет памятника Родина-мать. Малышу это трудно сделать. А вот старшекласснику, если он хорошо лепит и рисует – посильная задача.

Читать еще:  Носки-Драконы и игрушки из носков

Сделать макет из гипса. И если получится – родители могут гордиться таким сыном или дочерью. Пусть гипс и мягкий материал, но создать из него скульптуру в миниатюре – не каждый сможет.

Воспитательный эффект

Для большинства – патриотические поделки своими руками – это набор стереотипных поделок, которые тоже нужны и полезны для формирования личности человека. Начиная с детского сада, дети делают поделки для ветеранов и тех, кто сопричастен к Великой Победе, к труженикам тыла и блокадникам Ленинграда.

Рекомендуем прочитать:

Поделки могут быть и в виде рисунков, посвящённых Великой Отечественной войне, и сделанные из пластилина батальные сцены сражений.

Эффект воспитательного воздействия положительно влияет на формирование личности человека. Делая поделку Вечный огонь из картона в виде объёмной звезды с пламенем из цветной бумаги, малыш становится сопричастен истории.

Он слушает рассказы отца и матери о том времени. Хотя они не жили тогда, во время войны, но тоже учились когда-то в школе, и многое знают. Малыш узнает от них множество замечательных историй. Свидетельства героического прошлого.

В память о Великой Отечественной войне

Всевозможные поделки патриотическое воспитание нужны для правильного формирования личности ребёнка. На примерах хорошего строится базис духовного мира растущего ума.

Определения – что такое хорошо, и что такое плохо – формируются и через работу над поделками патриотической тематики. Для старшеклассников посильной будет задача сделать из фанеры самолёт «У-2», один из легендарных самолётов Великой Отечественной войны.

Делается это таким образом. Сначала на ватмане прорисовываются все детали макета. Размеры. Форма. Затем каждую деталь аккуратно выпиливают. Потом идёт сборка частей. К профилю сзади приклеиваются надкрылья.

Рекомендуем прочитать:

Нижние и верхние крылья приклеиваются в нужном месте. Между ними устанавливают распорки. Тоже из фанеры. Склеиваются. Потом можно самолёт раскрасить. Добавить детали оформления.

Историческая правдивость

При выполнении таких поделок важно соблюдать историческую правду. Ещё в самом начале, когда делается патриотическая поделка в детский сад, нужно помогать ребёнку отделять вымысел. Чтобы правда исторической действительности страны и народа сохранялась в поколениях

Надо объяснять, что Зоя Космодемьянская не была сумасшедшей, когда не выдала товарищей. Что она героиня. Что Матросов закрыл собой амбразуру с пулемётом, спасал товарищей сознательно, а не споткнулся.

Как пишут теперь недруги России. Надо объяснять ребёнку, что если бы не было тех подвигов, то и нас бы не было.

Преемственность поколений

С детского сада начиная, тема патриотизма должна присутствовать в воспитании. Если в начальных классах школьнику нравится выполнять задание патриотическая поделка в школу, значит, ребёнок развивается в правильном направлении.

Из него растёт гражданин страны. Когда множество людей, особенно молодых, инициативных – чувствуют сопричастность друг к другу на всём пространстве необъятной страны – дела будут делаться хорошие, с чистыми помыслами.

Тут поделка – Вечный огонь – как символ преемственности славных страниц истории. С живым огнём, сделанным из цветной бумаги. Украшенный обрамлением из зелёной травы по сторонам. Как напоминание о том, что надо беречь заветы предков. Беречь свою Родину.

Уголок патриотического воспитания в саду и школе

Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания гражданственности и развития чувства любви к Родине. Правильное построение педагогического процесса позволит детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России.

Иллюстрацию хорошо дополнит материал по теме формы и методы патриотического воспитания.

Любовь к Родине прививается созданием акцента на особенностях культуры родного края. Нюансы оформления уголка зависят от возраста детей, а также от фантазии и творческого подхода преподавателей.

В детском саду и школе детей учат не только общаться друг с другом, грамоте, счету и хорошим манерам. Для воспитания действительно преданных Родине и любящих Россию граждан нужно уделить надлежащее внимание оформлению патриотического уголка. Важно сформировать у ребенка позицию патриота и юного гражданина, который уже гордится своим Отечеством и может сказать несколько слов о своей Родине.

Задачи

Задачи патриотического уголка:

  • Сформировать привязанность к родному дому, семье, детскому саду, школе, двору, городу и стране.
  • Приобщение детей к исконным русским традициям, изучение родной природы, музыки, обычаев.
  • Формирование толерантности к другим народам и желание почерпнуть хорошее в культуре других стран.
  • Развитие гордости за достижения своей страны.
  • Побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны.

Что должно быть?

В каждом патриотическом уголке детского сада и школы обязательно должен быть флаг России, текст гимна, герб и портрет президента. Желательно позаботиться о прослушивании музыкальной версии гимна России. Флаг в патриотическом уголке можно предоставить в различных вариантах: стоящим на древке, в виде большого полотна, маленьким флажком на устойчивой подставке.

Читать еще:  Конфетка разыграна, победители - в студию!

Это обязательные атрибуты патриотического уголка, но они вряд ли вызовут большой интерес у детей дошкольного возраста. Поэтому нужно добавить дополнительные игрушки, развлечения, поделки, которые выполнены в духе российской национальной символики.

Как правильно оформить уголок патриотического воспитания?

Организация уголка патриотического воспитания проводится открыто – в этом процессе участвуют дети, родители и преподаватели. На преподавателях лежит организационная функция, они должны правильно составить план действий и контролировать, чтобы патриотический уголок побуждал чувство любви к Родине.

Оформление уголка не должно проводиться по какому-либо шаблону. Основой является национальная символика и портрет президента, все остальное коллектив подбирает самостоятельно. Это творческий процесс, зависящий от фантазии, но обязательно учитывающий возраст детей.

Школьники старших классов должны уметь поддерживать аргументированную беседу о том, почему Россия считается великой страной. Для этого в патриотическом уголке должны быть факты о Великой Отечественной Войне, ресурсах страны, достижениях выдающихся деятелей.

Оформление для детского сада

В детском саду дети дошкольного возраста условно разделяются на три группы:

  1. Младшая группа – патриотический уголок дает первоначальные знания о своем городе, родном крае, упор делается на куклы с национальными костюмами и символикой. Для мальчиков можно поставить игрушки в виде танков и военных самолетов, чтобы рассказать о важности военной технике в защите родной страны. Для девочек – куклы в национальных нарядах.
  2. Средняя группа – уголок оформляется в духе воспитания любви к родному краю. Можно разместить фотографии местных памятников и архитектурных достопримечательностей. Можно попросить деток нарисовать то место в родном городе, которое им нравится больше всего. Всей группой выбирают лучшие рисунки, которые потом размещают в патриотическом уголке для всеобщего обозрения.
  3. Старшая группа – для старшей группы ДОУ нужно наглядно показать величие России. Обязательным является упоминание о победе в Великой Отечественной Войне, изображение карты России с хронологией прироста земель. Желательно указать информацию о городах-героях, проконтролировать, чтобы дети выучили хотя бы несколько из них. Можно поместить интересные статистические данные о населении России, ее площади, соотношение территории России с общим количеством суши на Земле. Величие России обязательно должно перекликаться с родным краем для детей. Нужно подчеркнуть его самобытность – для этого в уголок приносят предметы декоративно-прикладного искусства, коллекцию минералов, портреты известных деятелей, картинки с изображением природных красот и т. д.

Оформление для школы

Оформлением патриотического уголка в школе обычно заведует классный руководитель. Для этого в кабинете отводится свободное пространство, хорошо подходящее для обзора с любой части кабинета.

Особенности оформления патриотического уголка также зависят от возраста детей, можно выделить три варианта, как и для детского сада:

  1. Младшие классы – акцент делается на фольклор и традиции родного края. Можно красочно оформить военно-патриотические песни, провести конкурс стихов о России и разместить лучшие работы на стенде.
  2. Средняя школа – предлагается оформить уголок в виде следующих тематических папок: «Города-герои», «Богатыри земли русской», «Российская армия». Рекомендуется сделать краткие выдержки об истории русского костюма, рассказать о жизни людей в Древней Руси. Обязательны тематические картинки для лучшего восприятия информации.
  3. Старшая школа – популярной идей оформления является разбивка патриотического уголка на несколько стендов: «Триколор», «Символы России», «Русский Кремль», «Праздники России», «Защитники Родины». Упор должен делаться на текстовую информацию, которая поможет школьникам овладеть фактическими знаниями о своей Родине.

Оригинальные идеи в оформлении патриотического уголка

Патриотический уголок – это то место, которое показывают родителям, гостям, начальству и проверкам. Поэтому он должен не только соответствовать сухим и строгим требованиям ФГОС, но и содержать определенную частичку души преподавателя. Предлагаем следующие оригинальные идеи оформления патриотического уголка в классе:

  • Матрешки – это намного лучше, чем поставить современные куклы. Красиво расписанные матрешки расскажут о русской культуре, при этом в знакомстве с русским искусством всегда присутствует игровой момент.
  • «Бабушкин сундук» – специальное методическое пособие, в виде накопительной папки. Все части пособия соединены пружиной, содержание легко меняется в зависимости от целей и направлений образовательной деятельности. Внешнюю часть папки оформляют в виде русской избы, в которой стоит сундук. Сундук символизирует собой кладезь полезных материалов: стишков, прибауток, интересных фактов.
  • Мини-музей – сюда дети могут приносить те вещи, которые, по их мнению, будут рассказывать о богатой русской культуре. Например, лапти, деревянные ложки, миниатюрную модель избы и т. д.

Знакомясь с материалами в уголке патриотического воспитания, дети должны как можно раньше понять и осознать, что Россия – это наша большая Родина. Она одна для всех, а все, кто родился в ней, должны прилагать максимум усилий, чтобы она стала еще богаче, развитей и ежедневно оправдывала свое гордое звание могучей державы.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector