3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пишем картину: «Флора» Ботичелли

«Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Сандро Боттичелли писал «Весну» (Primavera) по заказу Лоренцо Медичи. Картина должна была стать его свадебным подарком для еще одного из этого знатного рода – троюродного брата Лоренцо ди Пьерфранческо. Картина стала не просто изображением одного из любимых в то время мифологических сюжетов, а философским напутствием будущему браку. Практически все элементы «Весны» содержат те или иные символы или аллегории.

Три Грации олицетворяют женские добродетели: Целомудрие, Красоту и Наслаждение. Жемчужины на их головах символизируют чистоту. Грации вроде бы и в одном хороводе, но движения их разобщены. Целомудрие и Красота изображены спереди, а Наслаждение — спиной, и ее внимание приковано к Меркурию.

Меркурий в мифологии олицетворял разум и красноречие. В Древнем Риме ему был посвящен месяц май, названный в честь матери божества нимфы Майи. К тому же свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо была назначена именно на этот месяц.

Для того, чтобы изобразить Весну, Боттичелли представил целый три фигуры. Эта была отсылка к мифу о том, как весенний ветер Зефир влюбился в нимфу Хлорис и тем самым превратил ее в богиню цветения Весну. Изо рта Хлорис слетает барвинок (символ верности), который становится продолжением следующей фигуры. Так художник показал превращение нимфы в богиню. Кроме этого, эта композиция стала символом первого весеннего месяца.

Весна (Флора) предстала на картине в образе юной девы в наряде, украшенном цветами. Неспешно выступая, она разбрасывает розы (так это делали на свадьбах). Цветы на платье так же выбраны не случайно. Васильки – это символ приветливости, лютики – богатство, ромашка – верность, а земляника – нежность.

Над головой Венеры изображен ее сын Амур, который целится в одну из Граций. Глаза его завязаны — любовь слепа. По одной из версий, Сандро Боттичелли в образе Амура изобразил себя.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История одного шедевра: «Весна» Боттичелли

Картина «Весна» считается самой загадочной из всех, написанных Сандро Боттичелли. Необычная для конца 15 века композиция, неясность в определении центрального образа, многочисленность символов — это только малая часть тайн, оставленных нам художником.

На одном полотне Боттичелли соединил сюжетные линии, взятые у Овидия и Лукреция. Первый в своих стихах о древнеримском праздничном календаре рассказывает историю Флоры — богини весны: когда-то она была нимфой Хлоридой, но влюбился в нее бог ветра Зефир и принудил к замужеству, а в искупление своих страстей превратил ее в богиню и подарил прекрасный сад, который и изобразил флорентийский гений.

У Лукреция же Боттичелли заимствовал композицию в целом:

Читать еще:  Делаем генеалогическое дерево

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…

Читать полотно нужно справа налево: Зефир, Хлорида и Флора символизируют март (считается, что весна начинается с первого дуновения Зефира); Венера с Амуром и грациями — апрель; Меркурий (чью мать зовут Майя) — май.

Каждый из образов несет в себе мифологическую символику: зарождение любви и жизни — Флора; девичья дружба — Грации; забота и опека — Венера; философское раздумье — Меркурий. Но собранные Боттичелли в одном саду (где, кстати, ботаники насчитали не менее 130 видов растений) они говорят нам нечто большее.

На своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников, идеи которых поддерживал. Любовь, согласно их представлениям, — это путь от земной природы чувства к божественной. В ней есть и радость, полнота жизни, и печаль знания, страдание. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий — проводник к разуму. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, — мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания.

Христианская тема проявляется в том, что Венера напоминает Мадонну, которая словно благословляет всех. Правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая — как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре — к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному раю: вхождение в мир, путешествие по саду и исход на небеса.

«Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который собрался жениться на Семирамиде Аппиани. Предполагалось, что полотно будет висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Это был не просто подарок, но наставление, призыв к гуманности как высшей добродетели.

Кстати, по одной из версий Боттичелли изобразил своих современников: Меркурий — Лоренцо ди Пьерфранческо, центральная грация, смотрящая на него, — Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий — это сам Лоренцо Медичи, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Не исключено, что в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.

Полотно было написано вскоре после того, как умерла возлюбленная брата Лоренцо Джулиано Медичи прекрасная Симонетта Веспуччи. Венера напоминает ее лицом.

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, пока в 1537-м ее не перевезли в Кастелло. Медичи владели полотном вплоть до угасания рода в 1743-м. В 1815 году шедевр попал в запасники Уффици, но тогда специалисты оценили его как проходной и не обратили особого внимания. Лишь век спустя к картине пришли известность и слава. Сейчас это один из главных шедевров Уффици.

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи — так на самом деле зовут человека, которого мы знаем под именем Боттичелли. Это прозвище перешло к нему от старшего брата Джованни, которого за тучность называли «боттичелли», то есть бочонком.

Читать еще:  Курочки из папье-маше

Начав учиться живописи довольно поздно, он, обладавший тонким восприятием и зорким глазом, довольно быстро догнал сверстников по мастерской. Кстати, среди его, так сказать, одноклассников был и Леонардо да Винчи.

Боттичелли мастерски владел кистью и, интерпретируя классические сюжеты, умел привнести в них динамику и свежесть. Папа Римский Сикс IV, оценивший незаурядного юношу, пригласил его расписывать Сикстинскую капеллу. Сегодня там можно увидеть три фрески, выполненных Боттичелли.

Вернувшись из Рима во Флоренцию, художник никогда более не покидал родного города. У него не было ни жены, ни детей. Любовью всей его жизни было искусств. А музой Боттичелли стала прекрасная генуэзка Симонетта Веспуччи, которая выйдя замуж за флорентийца, оказалась в столице итальянского Возрождения. Девушка умерла в 23 года, память о ней Боттичелли пронес через всю жизнь: так или иначе, в каждом женском образе на его картинах мы находим черты Симонетты.

Перелом в жизни живописца произошел после казни Джироламо Савонаролы, на краткий период времени захватившего власть в городе. Он требовал от паствы аскезы, предлагал сжигать публично книги и предметы роскоши. И аристократия слушала его. Следовал его советам и Боттичелли. Правда, вскоре флорентийцы устали страдать и каяться, обвинили Савонаролу в ереси и отправили на костер.

Эти события подорвали дух уже немолодого и страдавшего болезнью ног Боттичелли. Последние годы он жил уединенно в своей мастерской и почти не работал. Скончался художник в 1510 году.

Сандро Боттичелли. Настоящая весна

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

(Лукреций. «О природе вещей»)

Именно таким эпиграфом я бы открыла прелестную, полную дыхания жизни картину Сандро Боттичелли .

Картина должна была стать свадебным подарком для одного из представителей славного рода Медичи , а потому полнится супружескими символами.

Чтобы разглядеть их все, к картине нужно приблизиться. В ней столько деталей, волнующих подробностей, прекрасных оттенков и нюансов… Однако вместе с тем картина эта – удивительно цельное творение.

Картина состоит из нескольких групп, связанных между собой единством замысла.

В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого ветерка Зефира . Пораженный красотой нимфы Хлориды , он насильно взял её в жены; однако, раскаявшись в содеянном, превратил свою возлюбленную во Флору .

«Фасты» (с др.- рим. «Календарь») римского поэта Овидия описывают сцену преображения Хлориды следующим образом:

«Флорой зовусь, а была я Хлоридой…

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,

Он полетел за мной: был он сильнее меня…

Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,

И на свой брачный союз я никогда не ропщу».

Читать еще:  Кружевной узор спицами. Мастер-класс

На картине как раз показан миг превращения: изо рта Хлориды исходит цветущая ветвь, и сама она словно вливается в свое будущее воплощение. Прежняя Хлорида еще не знает Флору : две фигуры никак не реагируют друг на друга, и даже одежды их развеваются ветром в разные стороны.

Флора — мой любимый персонаж здесь. Ее лицо просто изумительно; оно настолько реалистично, что, кажется, его можно встретить в толпе, прогуливаясь по городу…

В отличие от девически нежного лица Хлориды , образ Флоры — очень женственный. Перед нами не девушка, но женщина в расцвете своей красоты и сил. Доказательством тому — оплетающие её голову и стройный стан прекрасные цветы.

В центре картины изображена Венера в роскошном алом плаще, символизирующем любовь. По своему расположению и скромному выражению лица Венера очень походит на Мадонну. Ее фигура выделена аркой из апельсиновых деревьев и ветвями мирта – символом супружеской верности.

Примечательно, что богиня любви показана Сандро Боттичелли как примерная супруга. На голове у неё прозрачное покрывало, а рука сложена в благословляющем жесте, который она направила в левую часть картины.

Там расположились три Грации – прекрасная Аглая , целомудренная Ефросина и Талия , несущая наслаждение.

Положение их тел, плавные изгибы рук и постановка ступней — все указывает на медленный и спокойный танец. Замечательно выполнены Боттичелли причёски красавиц: они разнятся не только по цвету, но и по укладке волос.

Крылатый Амур , сын Венеры , расположившись над своей матерью, целит стрелой в среднюю Грацию , которая, единственная из трех, смотрит на стоящего особняком Меркурия . Кто же она, Ефросина или Талия .

Меркурий поднял вверх руку с жезлом и словно отгоняет тучи от этого апельсинового рая. Боттичелли сделал его охранником сада: на поясе у него висит меч.

Картина полнится цветами, при этом все они изображены с фотографической точностью (похоже, художник в подробностях изучил все, что произрастало в окрестностях Флоренции с марта по май). На его картине насчитали более 500 цветов, относящихся к 170 видам .

Существует множество интерпретаций картины: мифологическая, религиозная, историческая, философская. Последняя – самая неочевидная из всех.

Исходя из неё, Венера предстаёт аллегорией Гуманности , управляющей как земной, так и небесной любовью. В соответствии с жестом её руки, деятельность человека поднимается от чувств к созерцанию , от любви земной ( Зефир и Флора ) к любви небесной ( Меркурий ). Венера же, находясь в центре, напоминает нам,что лишь в созвучии чувств кроется истинная Гармония и Человечность .

Я люблю столь волшебные картины. Композиция ее, лица собравшихся в саду персонажей и их движения лишь усиливают волшебность происходящего. Весна разлита здесь в воздухе. Она распускает цветы и сулит любовь не только героям картины, но и нам с вами.

Поставьте , если статья показалась Вам интересной.

Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector