1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лодка своими руками «долбленка» по дедовской технологии

Методическая разработка «Технология изготовления лодки (манс.-кэп) — долбленки»

Управление культуры и молодёжной

«Технология изготовления лодки

директор Муниципальное учреждение культуры «Районный Учинский

историко-этнографический музей им. » п. Половинка,

пенсионер, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры,

Почетный гражданин Кондинского района,

методист Методического центра Муниципального учреждения культуры

«Районный дворец культуры и искусств «Конда» пгт Междуреченский,

пгт Междуреченский, Кондинский район, ХМАО-Югра

Лодка (манс.-кэп) – долбленка

Долбленые лодки из прямослойной осины широко использовались на территории Кондинского района еще с давних времен. У кондинских манси имели большое значение в хозяйстве. Основные сведения об их использовании и технологии изготовления записаны со слов старейшего жителя п. Половинка Хомякова Анатолия Николаевича.

Лодки делали одноместные т. е малые (манс.-вишкэп), для переезда одного человека и небольшого количества груза, или большие (манс.- яныкеп) (фото 1).

Форму лодки подсказала сама природа, сделанная из цельного бревна, она повторяет его обтекаемую форму и хорошо скользит по воде. Она удобна, легка, прочна и обладает высокой грузоподъемностью.

Традиционно управление лодкой осуществлялось одним веслом (манс.- туп) в положении стоя или сидя на согнутых ногах (фото2).
Материалом для изготовления лодки-долбленки в Кондинской местности преимущественно служила осина, лодка называлась «осиновка».

Весной, в лесу, выбирается подходящее по диаметру дерево, минимум 30 см в отрубе (с вершины), спиливается и раскряжевывается длинной, в зависимости от того, какую лодку планируется изготовить, от 4,5 м до 6м.

Бревно укладывается на поперечные перекладины (лёжки) примерно 1 -1,5 м длинной, а диаметром от 16 см и толще.

Осину необходимо ошкурить, выровнять топором все неровности, осомить (заострить) нос и корму выбранного бревна. Ручным рубанком прострагивают все бревно до гладкого состояния (фото 3).

Затем готовят доску для приготовления сторожков толщиной соответственно, предполагаемой толщины будущей лодки 1;1,5 см. Готовили сторожки, из заранее просушенного материала сосны или лиственницы. Длинна сторожка составляла 1 см для маломестных лодок, а для грузовых лодок 1,5 см. Одним и тем же сверлом сверлили отверстия в доске для вколачивания в эти отверстия сторожков и этим – же сверлом сверлили отверстия на лодке с наружной стороны по окружности на расстоянии между отверстиями 10 см друг от друга. Следующий ряд отверстий от предыдущего не менее 30 см, и так по всей поверхности обработанной болванки (фото 4).

Затем заготовленные сторожки, вынимали из доски, обмакивая в разогретую смолу, вколачивали в просверленные отверстия лодки (фото 5). После чего приступали к основной работе долблению лодки. Специальным инструментом теслом долбили середину болванки (фото 6,7,8). С боков болванку выдалбливали специальным боковым топором – боковиком. При полной зачистке, внутри болванки необходимо осторожно находить каждый забитый сторожок, соблюдая толщину стенок лодки по длине сторожка. Между найденными сторожками необходимо осторожно зачистит внутреннюю часть лодки специальным рубанком — шерхебелем.

В носу и корме сверлят отверстия в противоположных бортах стягивают проволокой, для того чтобы при разведении лодку не порвало (фото 9).

Вовнутрь лодки на сутки наливают воду до бортов, для того, чтобы размочить древесину. На следующий день, воду выливают и лодку устанавливают над ямой соответствующей длине лодки, где разводят небольшой огонь. Делают из доски жома на нос и корму для поддержания кромок лодки. Во время разведения лодки жома постепенно ослабляют, сдвигая их к концам лодки. В ведро с водой добавляют смолу и нагревают над огнем. Разогретую смолу выливают в лодку, смазывая внутреннею часть бортов.

Во время нагревания лодки распорками разводят кромки лодки, меняя длину распорок. Тушат огонь, оставляя лодку до остывания. Распорки изготавливают из корня кедра.

Набой для лодки – осиновки готовят из еловой доски, накладывают на кромки лодки, прикрепляя гвоздями (фото 10).Гвозди необходимо расплющить на наковальне с той целью, чтобы доску не колола.

Еще раз лодку обработать смолой и после полного высыхания лодка готова к применению.

Для приготовления смолы или дегтя строилась смолокура на берегу реки, где и оборудовалось место для завершения строительства лодки.

В крутом берегу устанавливался желоб, выдолбленный из ствола дерева наклоном положении для стока смолы. Сверху желоб необходимо закрыт доской, чтобы не попала земля, которой засыпается верх желоба. В верхней части желоба готовится земляной холм диаметром 2, 2,5 метра. В центре холма диаметром 1 метр делается воронка обработанная глиной, в центре которой находится отверстие, соединяющееся с верхней частью желоба (фото 11). Воронку необходимо заполнить до верха рубленой берестой.

Читать еще:  Нож из полотна от мех.пилы своими руками

У кромки приготовленной воронки устанавливается чан (чугунная емкость) примерно 60 литров (фото 12). Чан также заполняется мелко нарубленной и плотно утрамбованной берестой. Затем чан необходимо перевернуть на воронку, а образовавшийся стык замазать глиной. Вокруг чана развести костер и поддерживать его в течения суток, чтобы береста медленно томилось, выделяя деготь. Образовавшийся деготь стекает по желобу в подготовленную емкость. С данного объема получается примерно 15 – 20 литров дегтя.

Приготовление смолы аналогично приготовлению дегтя. Только для приготовления смолы необходимо заготовить смолье (из пней сосны собранных с горелых мест).

Лодка-долбленка – самодельная лодка из цельного дерева

Часть II. Первая часть здесь

Подготовка к долблению лодки

Установив заготовку на киль, с помощью отвеса проверяем вертикальность линий в оконечностях. Затем, смотря с торцов, отступив от крайних вертикальных линий вправо и влево по 20 мм, отбиваем две горизонтальные линии по длине ствола. Измеряем шнурком длину дуги по бортам и днищу лодки. Теперь, разделив полученное значение на четыре (сложив шнурок вчетверо), откладываем его от концы скоса носа и делаем отметку. Такое же расстояние, но уменьшенное на 20–25 мм, отмеряем от скоса на корме и также делаем отметку. Выполняем эти операции с двух сторон (вдоль бортов) заготовки.

Соединяем получившиеся отметки, как показано на рисунке, и выбираем топором часть заготовки, выделенную штриховкой. Для ускорения работы можно воспользоваться бензопилой или двуручной поперечной пилой, сделав предварительные пропилы.

Пространство между точками, обозначенными буквами А и Б, прорубаем топором в виде желоба, причем к корме и носу уклон стенок желоба увеличивается с 90° до 120°.

Теперь нужно постепенно «довести» форму боков желоба, так же как и форму днища. Кроме этого, в корме и носу надо сузить верхнюю часть на 30–40 мм с обеих сторон. От точек, обозначенных буквами В, Г, Д, Е, отбиваем линии до торцов носа и кормы и снимаем лишнее топором. На этом подготовка к долблению заканчивается.

Долбление лодки

Для выполнения этой работы понадобится прямая и боковая теслы, топор, палочка для чистки щепы, двуручный рубанок.

Начинаем с выборки прямой теслой носа и кормы, а затем вырубаем весь «ворот», насколько позволяет «взять» инструмент. Следите, чтобы не перерубить края бортов!

Перевернув заготовку, прострагиваем рубанком всю ее поверхность. При этом плоскость днища оставляем как есть, не скругляя краев. Строгать удобнее вдвоем двуручным рубанком: мастера садятся лицом к лицу и постепенно передвигаются от носа к корме.

Через каждые 250–300 мм перпендикулярно продольной оси лодки от одного борта к другому проводим линии разметки, а затем, отступив от края площадки днища на 30–40 мм, сверлим по этим линиям отверстия Ø 10–12 мм на глубину 40–50 мм. Шаг отверстий 100–120 мм. Сверление проводится по всем линиям, в том числе на щеках носа и нормы.

По количеству получившихся отверстий заготавливаем сторожки — стерженьки из кедрового кругляка. С их помощью при долблении определяется толщина стенок лодки. Перед тем как забить стержни в отверстия, их торцы зачерняются обугленным поленом — так будет лучше видно. Средняя длина сторожка — 17–18 мм, в носу и корме ее можно увеличить на 15 мм.

«Задав» толщину стенок, лодку можно перевернуть и по сторожкам окончательно выдолбить, наклоняя для удобства заготовку на один или другой борт. Облегчить работу может поставленная в середину распорка. Но она должна быть не очень большая — иначе могут сколоться края. И еще: по всей длине лодки посередине необходимо оставить утолщение — так называемую «дыню». Ее размеры могут меняться от 70–80 мм в носу и норме до 50–70 мм. Ширина «дыни» — примерно 70–90 мм.

На всю описанную работу у мастера уходит обычно 2,5–3 дня работы. После того как лодка будет выдолблена и вычищена от щепы, можно перейти к разводке. Если же приступить к этой процедуре в ближайшие день-два возможности нет, то заготовку необходимо опустить на хранение в воду. Вообще неразведенная лодка может храниться один-два месяца.

Разведение лодки-долбленки

Для начала несколько рекомендаций.

Поскольку процесс разведения включает в себя нагревание по всей поверхности на открытом костре, необходимо предварительно соблюсти все правила пожарной безопасности. Желательно также дождаться безветренной погоды или же специально выбрать подходящее место.

Работать сподручнее вдвоем, четно распределив роли, так как сама разводка займет всего час-полтора, и действия каждого должны быть достаточно четки и быстры.

Читать еще:  Трубочистка — насадка для болгарки своими руками

Загодя заготавливаем сырые распорки из черемухи или другой гибкой древесины. Их задача, будучи установленными внутрь лодки, равномерно давить на нагреваемый борт.

Во время работы из-за неравномерного нагрева возможны пригорания бортов или днища. Эти места хорошо заметны, и в таком случае они смачиваются влажной тряпкой. Поэтому предусмотрите, чтобы под рукой в нужный момент была пара ведер с водой и ветошь.

Так как лодка находится на двух точках опоры, то при нагревании возможен прогиб днища или свисание кормы и носа. Этот дефект резко снизит ходовые качества. Не допустить его можно, правильно расположив лодку на жердях и не перегибая излишне заготовку.

Теперь разведем костер и разложим его по всей длине лодки. Над костром, на высоте 0,8–1 м, закрепляем две крепкие сырые березовые жердины и кладем на них заготовку днищем вниз.

Добившись равномерного пламени, прогреваем днище. Оно дойдет до «кондиции», когда рядом с «дыней» будут выступать пузырьки влаги и борта начнут расходиться. Вставив распорки, наклоняем лодку одним бортом над жаром, следя, однако, чтобы и днище не остывало. Если в какой-то момент окажется, что борт «не идет», то необходимо от середины лодки к носу и корме снять с борта ленту древесины толщиной 5–7 мм — это ликвидирует напряжение, и процесс продолжится. В принципе по такой технологии ствол можно развернуть даже в лист. Таким же образом обрабатывается и другой борт. Нужно лишь не забыть о симметричности. Разведение бортов покажет, насколько хорошо вы обработали корпус Если имеются неравномерности по толщине лодки, то при разведении в таких местах появятся бугры или ямы, которые уже не устранить. Если днище было прострогано слишком грубо, впоследствии и это будет заметно. Мелочей здесь нет. Возникающие в материале напряжения при разводке весьма значительные, поэтому любое снятие древесины с борта надо выполнять очень аккуратно: одно неверное движение — и произойдет скалывание. Всю работу придется выполнять сначала.

Момент окончания разводки и симметричность лодки определяются на глазок — в этом и заключается мастерство. Каждая лодка имеет свою ярко выраженную индивидуальность.

После тепловой обработки, не снимая распорок, лодка отодвигается от костра и выдерживается до тех пор, пока материал не отвердеет, не изменяя принятой формы.

Доработка и окончательная отделка лодки

Доработка включает в себя изготовление и установку шпангоутов (у нас они называются «утуги») и обшивку бортов (эта операция называется «обнабоить» лодку). Утуги изготавливаются из выкорчеванных пней. Можно использовать и оставшиеся после весеннего паводка поваленные деревья. Шпангоуты получаются раскалыванием пня с корнями и извлечением из него нужной части. Прочность и надежность таких деталей изумительные.

В местах установки утугов «дыня» немного прорезается и выбирается паз. Для стока воды снизу на шпангоутах предусматриваются пропилы.

Общее количество поперечных деталей зависит от длины лодки и составляет обычно от 5 до 9 штук. Разумеется, можно использовать и шпангоуты, собранные из частей. Причем не только деревянные, но и металлические. Их технология подробно описана в литературе о самодеятельном судостроении.

Фиксируются утуги в корпусе гвоздями: по одному-два по верхней кромке на каждый борт.

Штевни лодки усиливаются сделанными из березовых брусков накладками, которые прибиваются четырьмя гвоздями каждая.

Для обшивки лодки необходимо заранее заготовить материал. Как правило, это широкие сухие кедровые доски толщиной по 20 мм и длиной 8–9 метров. Возможна и замена — например, сосна, лиственница, ель или пихта. Однако из них сложно подобрать доски большой длины без сучков, а кроме того, при изгибе они более склонны к скалыванию. Обрабатывать (строгать) кедровую доску тоже проще.

Теперь требуется сделать три жома, или струбцины. Доски строгаются с двух сторон до толщины 12–15 мм. Слегка намочив доску (положив ее в воду на 5–10 минут), ее с помощью жома фиксируют в районе миделя, а потом притягивают к оконечностям. Необходимо чтобы в центральной части доска перекрывала борт на 80–100 мм — это нужно для забивания гвоздей (желательно медных), а также для конопатки и заливки стыка.

Забивать гвозди следует от центра к краям, передвигая также и зажим. Края доски скругляются по верху борта и стесываются на клин по низу. У носа и кормы доска ровно обрезается и скругляется. Так же обшивается и другой борт.

При выполнении работы следите чтобы толщина доски не была меньше 10 мм (иначе может сломаться).

Теперь, перевернув лодку и уложив ее на двух брусках, начинаем паклей или ватой конопатить пазы между обшивкой и бортом. После этого пазы заливаются расплавленным варом или гудроном.

Остается покрыть изнутри корпус лодки горячей олифой, а затем покрасить масляной краской. Такая операция позволяет, как шутят у нас, ходить по реке в валенках.

Читать еще:  Текстильные солнышки своими руками

При правильной организации на всю работу по изготовлению лодки-долбленки уходит примерно дней пять. Последняя построенная нами лодка служит уже более пяти лет. Кстати, об эксплуатации. В нерабочем положении лодка должна находиться на берегу днищем кверху. Со временем сторожки иногда выпадают, особенно при транспортировке, поэтому требуется сделать новые, чуть большего диаметра. Обычно после долгого лежания на берегу возникает течь, но минут через 20 лодка готова к плаванию.

Трещины, возникающие от ударов, заделываются жестью с резиновой прокладкой на гвоздях.

Еще несколько слов — об использовании долбленки с лодочным подвесным мотором. Его лучше всего ставить на лодки длиной не менее 6 метров. Предусматривая установку мотора, корму следует делать чуть выше, чем обычно, а также круче. Подвеска мотора выполняется на специальном съемном кронштейне, желательно металлическом, сварном. Он крепится болтами с резиновыми прокладками. Здесь же нужно отметить, что хотя ходкость долбленой лодки под мотором лучше, чем тесовой, однако ее маневренность в узостях несколько хуже. Сложнее и обслуживание двигателя на плаву.

Мы описали проверенную многими десятилетиями, простую и надежную технологию изготовления лодки-долбленки. Желаем удачи всем, кто захочет ею воспользоваться и сделать такую лодку своими руками.

Я. Соломенников, И. Соломенников, с. Каратуз, Красноярский край.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

САМОДЕЛКИН ДРУГ

Лодка «Долбленка» по старинной технологии

Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» из представленного материала вы узнаете старинную и почти уже забытую технологию изготовления лодок «Долбленок» из ствола целого дерева. В основном на Руси для этого использовали дерево мягкой породы, такое как (ива или осина) … Как вы знаете в старину практически все делалось из дерева, дома, мебель, посуда, орудия труда, охоты и ловли рыбы. Потому как материал был самый доступный для простого человека, а главное абсолютно бесплатный, дарованный человеку самой Матушкой Природой.

В стародавние времена существовали целые артели плотников и мастеров, занимавшихся изготовлением лодок «Долбленок» дело это очень непростое, трудоемкое, а так же занимающее очень много времени.

Лодки начинали делать именно в зимнюю пору, когда дерево еще спит. Выбиралось дерево прямое и имеющее как можно меньше ответвлений и сучков, дабы судно получилось ровное и правильной формы, без изъяна. Спиливали и вырубали топорами форму лодки, после чего оставляли в лесу и засыпали снегом, под снежком ладья оставалась вплоть до весны, дабы древесина как следует вымокла. А как сойдет снег мужички возвращались и доставали замоченные лодки из болота талой воды, просушивали на костре придавая форму вставляя распорки. А потом просто волокли до деревни.

Вот к примеру Автор: Иван Петрович Овчинников из станицы Мигулинской расположенной на берегу реки Дон, решил срубить для своих нужд лодочку, по технологии которой его еще Дед обучил. Спилил значит Иван Петрович большую (иву) и приступил к работе….

Так, давайте рассмотрим, что конкретно понадобится автору?

Материалы

  1. дерево мягкой породы (ива, осина)

Инструменты

Процесс изготовление лодки «Долбленки» по старинной технологии своими руками

И так, начал Иван Петрович с того, что выбрал подходящую по размеру (иву) спилил, а так же очистил ствол от коры. Затем приступил к формированию основания лодки. Все делается постепенно и расчетливо, сначала делается запил 10-15 см от края, а потом скалывается топором. Закончив с верхней частью, мастер начал топориком придавать форму сужающуюся к основанию. Далее автор начинает при помощи топора и тесла выдалбливать внутреннюю часть лодки. Обратите внимание! мастер оставляет 2 перегородки, они будут служить некими «ребрами жесткости. Вот таким образом, потихоньку, выдалбливалась внутренность.Главное в этом деле, по словам автора, «Не рубануть лишнего» Лучше делать медленно и аккуратно, не торопясь, расчетливо, ибо сильный удар по борту лодки, сможет привести всю работу в негодность. Теслом обрабатывает внутренние края лодки. Готовую лодку потом еще следует обжечь на костре или опалить при помощи паяльной лампы, это нужно для того чтобы дерево во время эксплуатации не боялось воды. Вот собственно такая замечательная лодка получилась у Ивана Петровича Овчинникова из станицы Мигулинской. Самое главное, что материал дан природой, абсолютно бесплатно и соблюдены все традиции наших предков. Большое Спасибо Вам дядь Ваня за ваш труд!

Если Вам понравился материал, то приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Так же Вы можете посмотреть очень хороший и качественный фильм о мастерах и сделанных ими лодках, все снято профессионально и подробно, приятно смотреть . Вам покажут все этапы строительства лодки наглядно, что закрепит пройденный материал. Фильм «Сделай себе ботник» 2 серии

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector