1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реле для поворотников своими руками

Поделки своими руками для автолюбителей

Простое электронное реле поворотников для ламп или светодиодов, схема

Привет всем, сегодняшняя статья будет полезна для автолюбителей, так как в ней рассмотрим предельно простую, мало затратную и надежную схему реле поворотников на транзисторах, подойдёт как и для ламп, так и для светодиодов.

В основном реле бывают двух типов, электромеханические и твердотельные. Самый основной недостаток обычного или электромеханического реле заключается в том, что контакты со временем обгорают, не исключено и их залипание даже если реле новое.Представленная схема не нуждается в дополнительной настройки и заработает сразу после включения в цепь, а подключается оно в разрыв плюса питания или иначе говоря последовательно с нагрузкой.

Такая схема будет работать ну буквально вечно, а стоить будет гораздо меньше, чем готовый вариант с магазина.

Как работает схема?

По сути это несимметричный мультивибратор слегка подогнанный для работы с полевым ключом, в начальный момент времени через диод D1 заряжается конденсатор C1 оба транзистора закрыты. Через резистор R3 заряжается электролитический конденсатор, через некоторое время напряжение на этом конденсаторе плавно нарастает до некоторого значения и как только оно будет больше напряжения отпирания транзистора VT1, последний сработает.

По его открытому переходу напряжение поступает на затвор полевого транзистора, вследствие чего тот мгновенно сработает, коммутируя нагрузку. Грубо говоря полевой транзистор у нас в качестве обычного выключателя, который управляется схемой генератора на маломощном транзисторе.

Далее после срабатывания ключа, правая обкладка конденсатора будет соединена с массой питания, а левая через эмиттерный переход первого транзистора к плюсу питания, то есть происходит заряд конденсатора обратной полярностью.

Зарядный ток конденсатора будет удерживать оба транзистора в состоянии насыщения, в этом режиме транзисторы полностью открыты и КПД схемы достигает своего апогея.

По мере нарастания напряжения на конденсаторе, ток его заряда упадёт и ключи выйдут из режима насыщения, а в таком состоянии силовой ключик уже будет нагреваться.

Так, как конденсатор у нас был заряжен обратной полярностью на базу транзистора vt1 будет приложена грубо говоря плюсовое питание, что приводит к скоростному запирания транзистора, а вслед за ним закрывается и полевик.Всё это время через резистор R2 протекал ничтожный ток, который почти не влиял на работу происходящих процессов.Время срабатывания полевого транзистора, а следовательно и миганий ламп зависит от номиналов C2 R2 и R3, чем больше ёмкость конденсатора или сопротивление резисторов, тем меньше частота миганий и наоборот.

Резистор R1 выполняет несколько функций и в их числе обеспечивание надежного запирания полевого ключа. Транзистор в схеме генератора можно взять любой средней мощности наподобие BD140, выбор полевого транзистора зависит от мощности коммутируемой нагрузки.

Отлично подходит транзисторы от материнских плат ПК, я же поставил IRFZ44? как самый ходовой вариант.

Читать еще:  Оригинальная подставка своими руками

C таким раскладом схема может коммутировать нагрузки с мощностью до 100-150 ватт, но к транзистору скорее всего нужно будет прикрутить небольшой радиатор, а при мощности около 50 ватт в радиаторе нет необходимости.

Если нагрузка небольшая например светодиодная лампа, то вместо полевого можно использовать биполярный транзистор обратной проводимости, в этом случае схема будет выглядеть следующим образом.

На всякий случай развёл печатную плату, хотя всё можно собрать на макете.

Архив к статье: скачать…

Реле для поворотников своими руками




Самый основной недостаток обычного или электромеханического реле заключается в том, что контакты со временем обгорают. К тому же не стоит забывать, что не исключено и их залипание, даже если реле новое.

Представленная схема не нуждается в дополнительной настройке и заработает сразу после включения в цепь. А подключается она в разрыв плюса питания или иначе говоря последовательно с нагрузкой. Наглядно это продемонстрировано на рисунке ниже:



Такая схема будет работать ну буквально вечно, а стоит будет гораздо меньше чем готовый вариант из магазина.

Теперь давайте более подробно разберем как работает данная схема. По сути это несимметричный мультивибратор, слегка подогнанный для работы с полевым ключом. В начальный момент времени через диод d1 заряжается конденсатор c1, оба транзистора закрыты.








Зарядный ток конденсатора будет удерживать оба транзистора в состоянии насыщения. В этом режиме транзисторы полностью открыты и кпд схемы достигает своего апогея. По мере нарастания напряжения на конденсаторе ток его заряда упадет и ключи соответственно выйдут из режима насыщения, а в таком состоянии силовой ключик уже будет нагреваться.

Так как конденсатор у нас был заряжен обратной полярностью, то на базу транзистора vt1 будет приложено, грубо говоря, плюсовое питание, что приводит к скоростному запиранию транзистора, а вслед за ним закрывается и полевик.

Если пояснением работы этой простой схемы понасиловал вам мозги, вы уж простите.

Время срабатывания полевого транзистора, а следовательно и миганий ламп, зависит от номиналов конденсатора c2 и резисторов r2 и r3. Чем больше емкость конденсатора или сопротивление резисторов, тем меньше частота миганий. И наоборот, чем меньше номинал резисторов r2 и r3, а также конденсатора с2, тем соответственно будет выше частота миганий поворотников.






С таким раскладом схема может коммутировать нагрузки с мощностью до 100-150 ватт, но к транзистору, скорее всего, нужно будет прикрутить небольшой радиатор.

А при мощности около 50 Вт в радиаторе нет необходимости. Если нагрузка не очень большая, например, светодиодная лампа, то вместо полевого транзистора можно использовать биполярный транзистор обратной проводимости. В этом случае схема будет выглядеть следующим образом:


Ссылку на плату вы сможете найти в описании под оригинальным видеороликом автора проекта. Ссылка на ролик ниже.

Благодарю за внимание. До новых встреч!

РЕЛЕ ПОВОРОТА

Эксплуатируя мотоцикл «Тула» (ТМЗ-5.952), столкнулся с неприятным явлением. При включении указателей поворота они начинали сигналить не сразу, а с задержкой в пару секунд. Виной всему оказалось реле поворота РС57В и его тепловой механизм коммутации. Поскольку две секунды – это непростительно много для безопасности на дороге даже при мало интенсивном движении в нашем небольшом городе, я попытался сократить это время, уменьшив рассеивание тепла.

Читать еще:  Узоры для шапок спицами. Мастер-классы

Для этого внутренности и корпус РС57В обмотал теплоизолирующим материалом. В итоге добился снижения задержки до 1,5 секунды, что меня тоже не устроило. Принял решение – изготовить электронный прерыватель.

Среди автомобильных реле подходящего не нашлось: они все 3-выводные, у «Тулы» же реле – 2-выводное и подсоединяется оно просто в разрыв цепи питания сигналов поворота. Но подобное все же нашлось – от импортного скутера. Однако у него было необходимо повысить яркость вспышек, а сделать это представлялось возможным, лишь применив светодиоды. Известно, что для стандартных реле поворота светодиод из-за своей экономичности и особенности вольт-амперной характеристики (ВАХ) представляет мизерную и нелинейную нагрузку, поэтому просто заменить мотоциклетные лампы светодиодами не получится – они либо замерцают частыми вспышками, либо вообще не включатся. Мотолюбители борются с этим, пробуя параллельно светодиодам подключать мощные низкоомные резисторы либо те же лампы накаливания. Однако такой монтаж не надежен, выглядит неаккуратно, да и на техосмотре забракуют подобное самодельное устройство.

Подсказка нашлась неожиданно. В интернете кто-то поведал о появлении универсальных 2-выводных новых типов реле (FLASHER), которые работают одинаково свободно с любой нагрузкой. Найти готовую схему этого чуда в сети не удалось, но нашлась схема маяка, встраиваемого в сигнальный конус для дорожных работ. После минимальной доработки получилось самодельное реле, схему которого и предлагаю вашему вниманию (рис. 1).

Рис. 1. Схема доработанного FLASHNER-реле для «поворотников» мотоцикла «Тула»

Рис. 2. Трассировка и монтаж со стороны пайки (топология печатной платы)

Генератор создан на базе транзистора VT1 и частотозадающей цепочки R3C2. Транзистор VT2 является исполнительным силовым ключом для нагрузки («поворотников»). Особенность схемы заключается в том. что конденсатор С1, являясь буфером, продолжает питать генерирующую часть схемы, когда VT2 открыт, что и позволило обойтись столь нужным нам 2-контактным подключением «в разрыв». Диод VD1 подзаряжает С1 в фазе закрытого VT2.

Судя по вспышкам поворотников, реле выдает практически прямоугольные импульсы с крутыми фронтами, поэтому /Т2 работает в хорошем мигающем режиме и не греется даже при нагрузке в несколько ампер.

Номиналы элементов указаны для той частоты и скважности импульсов, которые понравились лично мне. Желающие что-то подрегулировать могут сделать это, заменяя номиналы цепочки RЗC2. Так же работа схемы меняется при регулировке R1, но не рекомендую повышать его более 3,6 кОм – произойдет срыв генерации. Диод VD2 защищает схему от неправильного подключения, а предохранитель – от короткого замыкания.

Схема собирается на плате из односторонне фольгированного текстолита размерами 20×18 мм. Трассировка и монтаж со стороны пайки (топология печатной платы) показаны на рисунке 2. Резисторы используются планарные, любого приемлемого типоразмера. Предохранитель монтируется навесным способом и на рисунке не указан.

Плату я изготовлял следующим несложным способом. На отпиленную по размерам и очищенную от окислов заготовку платы шилом наносил разметку точек сверления. Затем покрыл медь слоем лака для ногтей (у женщин всегда найдется). После высыхания (не дожидаясь полного отверждения) тонкой иглой процарапал предварительный рисунок трассы, лавируя между точками сверления. Затем более толстой иглой или шилом конкретизировал рисунок. Цвет лака желательно выбрать темнее, так будет лучше видно будущую трассировку. Данный способ очень удобен для больших и сложных плат (при стремлении к красоте чертить можно и под линейку, а еще, не страшно допустить ошибку: капнул лаком на испорченный фрагмент рисунка, подождал высыхания и исправил). Подготовленный рисунок травил в подогретом на батарее растворе медного купороса с водой в пропорции 1:1. Поскольку площадь травления небольшая, раствор справился с задачей за два с небольшим часа.

Читать еще:  Открытка к 23 февраля своими руками: три пошаговых мастер-класса

Рис. 3. Электронное реле и печатная плата реле в сравнении с 50-копеечной монетой

Собранную схему (пайку и ножки деталей) после проверки под нагрузкой следует покрыть каким-нибудь техническим лаком. Из рисунка 3 видно, что в собранном виде схема очень компактна, при этом нагрузочная способность транзистора IRFZ44 (ток до 49 А при напряжении 55 В) делает его столь универсальным, что позволит использовать устройство на самой разнообразной технике (от мопеда до грузовиков с прицепом).

Подключение реле к поворотникам на лампах накаливания осуществляется без каких-либо переделок (рис. 4а). Если же увлеклись тюнингом и решили использовать светодиодные поворотники, то надо знать, что для запуска реле нужна небольшая активная нагрузка в виде маломощных (0,25 – 0,125 Вт) резисторов (сопротивлений 100 Ом – 1 кОм) (рис. 4б). Их можно установить прямо в фарах поворотников либо в корпусе переключателя поворотов. Однако в случае с мотоциклом «Тула» резисторы не потребовались, так как роль активной нагрузки для реле стала выполнять лампа контроля поворотов на приборной панели. Если же вы на своем транспорте строите электросхему с нуля и хотите, чтобы «контролька» на панели была, то ее можно выполнить по рисунку 4в. Здесь использовать лампу накаливания не обязательно – можно поставить светодиод на 12 вольт. Повторюсь: схема не чувствительна к нагрузке и после сборки дает одинаковую частоту и скважность вспышек, будь то светодиод или лампа.

Рис. 4а. Подключение реле к «поворотникам» на лампах накаливания

Рис. 4б. Подключение реле к светодиодным «поворотникам» с небольшой активной нагрузкой в виде маломощного резистора

Рис. 4в. Полностью самодельная схема реле с выводом контрольной лампы на панель приборов

При использовании схемы для больших токов нагрузки (более 1,5 ампера) имеет смысл соответственно пересчитать и заменить VD2 и предохранитель на большие токи.

Если вы любите реконструировать старинную мототехнику, где правилом хорошего тона является использование только оригинальных запчастей, то разумным компромиссом будет спрятать электронику в тот же корпус от РС57В и внешность мотоцикла в деталях останется прежней.

P.S. Последние просмотры форумов показали, что при покупке FLASHER в комплекте с ними тоже идут небольшие балластные резисторы.

М. ЛАВРУХИН, г. Амурск, Хабаровский край

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector