0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вяжем традиционную датскую шаль (вязание на спицах)

Вяжем традиционную датскую шаль (вязание на спицах)

. собираем коллекцию шалей! . учимся друг у друга, делимся секретами.

Вяжутся датские шали обычно простой платочной вязкой, и декоративность обеспечивается, в основном, чередованием ритма цветных полос. Всяким ажурам здесь не место, да оно и понятно, ведь основная задача шали — не столько украшать, сколько согревать владелицу.
Для обеспечения требуемого закругления формы шали выработан довольно оригинальный способ ее выполнения

Вяжем традиционную датскую шаль

Что такое традиционная датская шаль? Прежде всего, это тепло и удобство. Десятилетиями и веками работающие датские женщины вязали и носили такие шали, надежно защищающие грудь и спину от холода, и в то же время не стесняющие движения рук. Датская шаль не накидывается на плечи — она завязывается на талии и не соскальзывает со спины при любых движениях.

На фотографии, сделанной в Копенгагене в первой половине прошлого века, можно видеть торговку рыбой, одетую в традиционную завязывающуюся шаль. А стоит эта женщина на фоне памятника своей далекой предшественнице, на плечах которой точно такая же шаль! Действительно, удобство и функциональность этой одежды таковы, что позволяют ей сохранять неизменный вид в течение десятилетий, оставаясь по-прежнему востребованной.

В чем же секрет вязания завязывающихся шалей? Оказывается, эти шали не имеют привычной для нас довольно жесткой треугольной формы, а их верхний край определенным образом загибается, обеспечивая посадку шали по фигуре плотно, но без лишних складок.

Вяжутся датские шали обычно простой платочной вязкой, и декоративность обеспечивается, в основном, чередованием ритма цветных полос. Всяким ажурам здесь не место, да оно и понятно, ведь основная задача шали — не столько украшать, сколько согревать владелицу.

Для обеспечения требуемого закругления формы шали выработан довольно оригинальный способ ее выполнения
Вязание начинается с середины верхнего края. Набираем на спицу 3 петли и провязываем 10 рядов.

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение)

Фареры — это группа из восемнадцати островов вулканического происхождения в Северной Атлантике, прямо посередине между Шотландией и Исландией. Принадлежат они Дании, но имеют собственное самоуправление. Как результат близости Гольфстрима, климат здесь влажный и переменчивый, а температура гораздо мягче, чем можно было ожидать от региона, так близкого к Арктике.

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение 2)

Из-за свирепых ветров и дождей, а также каменистой почвы деревья здесь не растут. Культивируются всего только 6% всех земель, на остальных пасутся овцы. Огромные их количества издавна вписаны в местный ландшафт. Поэтому вполне понятно, почему эти острова были названы Foroyar (Овечьи острова), от скандинавских слов far — овца и oy — остров. На гербе Фареров, естественно, изображена овца.

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение 3)

Когда викинги колонизировали Фареры примерно в 800 г., они вытеснили ирландских монахов, живших здесь ранее, но оставили обитающих на островах маленьких диких овец.

Шерсть и овцы тесно связаны с историей Фареров. В 1298 г. была составлена «Овечья грамота» для наведения порядка в сельскохозяйственных делах, преимущественно в овцеводстве. Это старейший документ на Фарерах. Большая его часть до сегодняшних дней осталась неизменной.

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение 4)

Грамота регламентировала такие вопросы, как поддержание общих пастбищ, плата за аренду земли, штрафы за нанесение вреда овцам собаками, штрафы за то, что овцы паслись на чужом поле, забой ничейных овец,. Так, плата за нарушение границ пастбища составляла 15 ярдов домашней пряжи. Все штрафы и налоги также платились пряжей.

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение 5)

Еще до подписания Овечьей грамоты Фареры вели торговлю: фарерская шерсть и шерстяные изделия обменивались на материалы для строительства домов и кораблей. Сначала продавали необработанную шерсть, а в 1361 г. начали экспортировать толстые вязаные чулки. Примерно с 1600 г. вязание стало очень важным. В 1650 г. на экспорт шло 600 пар чулок, а в 1765 г. — уже более 100 000 пар. Тогда и появилась поговорка «Овечья шерсть — Фарерское золото».

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение 6)

Фареры имеют с Норвегией прочные культурные связи с 1380 г., когда объединились норвежская и датская короны, и Дания получила больший контроль над провинциями. Этим, возможно, объясняется сходство в языке и в рисунках вязания и ткачества. С середины 16-го до середины 19-го века Фареры были изолированы датской торговой монополией, и поэтому фарерская культура сохранилась очень хорошо.

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение 7)

Скорее всего, фарерцы почерпнули свои знания о шерсти, вязании и ткачестве из Норвегии, где вязание практиковалось с 9-го века. До 1695 г. пряли на веретене, после этого времени — на прялках с большим колесом, которые ввезли с Шетландов. Педальные прялки, называемые шотландскими, тоже были известны, но никогда не стали такими популярными, как «большое колесо».

Почти каждая семья имела овец, которых выращивали преимущественно на мясо. Благодаря мягкому климату их можно было содержать на улице круглый год. С середины октября до середины мая овцы паслись, где придется, им разрешалось бродить по дорогам и дворам.

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение 8)

Примерно с середины апреля начинался окот овец. Летом вырастала трава, и если позволяла погода, можно было сделать два укоса. Каждый, от школьника до морского капитана, помогал собирать сено, которое вместе с зерном и кукурузой использовалось зимой для прокорма овец.

В середине мая собирали овец для стрижки и ощипывания, осмотра на предмет болезней и клеймения, чтобы определить, к какому пастбищу прикреплена овца.

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение 9)

Читать еще:  "Вязаные" украшения из полимерной глины. Мастер-классы

В конце сентября овец разделяли: на размножение и на убой. В год забивали около 46 000 овец, тех, что старше семи лет, и молодых, но не годных для размножения. Количество оставленных на зиму было постоянным, 70 000 голов, учитывая, что людское население составляло 44 000 человек. Такое количество овец не случайно — более многочисленное поголовье вытоптало бы пастбища безвозвратно. Фарерцы говорили: все в овце можно есть, кроме навоза, желчи и желчного пузыря. Несмотря на неиспользование, желчь давали животным как лекарство при желчной болезни. Из рогов делали светильники. Кожа использовалась для производства непромокаемой одежды для рыбаков и обуви для семьи в стиле мокасин. Шерстью, пропитанной льняным маслом, затыкали щели в лодках.

Все остальное подчистую съедалось семьей. Ноги солили и вялили три-четыре месяца, после чего нарезали на тоненькие ломтики и ели с хлебом. Кишки набивали смесью крови, мяса, муки, зерна и других ингредиентов. Какую-то часть мяса замораживали. По сей день на островах готовят большое количество вкусных блюд из баранины.

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение 10)

Примерно в середине октября овец оставляли в покое, и цикл начинался снова. Однако в течение длительной темной зимы, когда мужчины уходили в море на промысел (поскольку рыба была важной статьей экспорта), женщины не сидели без дела. Одни вязали носки и свитера для рыбаков, другие — для себя, третьи — на продажу.

От овец получали два вида шерсти, качество которой зависело от зимней погоды. Много дождей и ветров давали большую долю длинного волоса, который называется broddur, в среднем 30 см длиной. Это грубый остевой волос, который защищает подшерсток от влаги и грязи, из него получается прочная пряжа. Мягкая зима с хорошей травой давала много тонкого мягкого подшерстка, называемого rot , длиной 7 см.

Преимущество выщипывания состоит в том, что эти две длины волоса можно собрать отдельно, что снимает необходимость для прядильщицы выполнять эту нудную задачу. Шерсть, которая собиралась во время летнего сбора скота, давала усадку меньше, чем шерсть, взятая от забитых овец. Эти два вида также держались отдельно.

Из рота и броддура фарерцы делали три вида пряжи. Самая тонкая производилась только из подшерстка и прялась на прялке. Она использовалась для вязания хорошей нарядной одежды. Смесь рота и броддура использовалась для вязания свитеров и носков. И самая прочная из трех, из остевого броддура, прялась или на веретене, или на шотландской прялке. В старые времена она ссучивалась и из нее делалась непромокаемая одежда для рыбаков, т.к. овечья шерсть сильно пропитана животным жиром, ланолином. Сегодня из-за ее прочности и легкоокрашиваемости, она используется в ткачестве.

Красота и удобство датской шали с Фарерских островов (продолжение 11)

Фарерские овцы очень разнообразно окрашены. Есть белые, рыжие, светло-, средне- и темносерые, черные, темно-коричневые и даже пегие. Фарерцы предпочитают вязать из пряжи натуральных цветов, оттенков достаточно много, и только небольшая часть пряжи окрашивается, преимущественно растительными красителями.

В конце 19-го века расширились контакты с внешним миром и интерес к национальному костюму и старым узорам почти угас. Как бы то ни было, некоторые люди все еще интересовались ручной работой и даже организовали несколько выставок. Энтузиастами была собрана коллекция старинных рисунков и связан большой образец, который был выставлен в Копенгагене в 1929 г. Датская королева Александра была так очарована красотой этих узоров, что поручила Хансу Мариусу Дебесу собрать и издать книгу с этой коллекцией. Сборник, опубликованный в 1932 г., включал в себя более 100 цветных и ажурных рисунков, которые все еще вяжут сегодня. Эта книга есть почти в каждом доме на островах.

Датская шаль с Фарерских островов

Фареры — это группа из восемнадцати островов вулканического происхождения в Северной Атлантике, прямо посередине между Шотландией и Исландией. Принадлежат они Дании, но имеют собственное самоуправление. Как результат близости Гольфстрима, климат здесь влажный и переменчивый, а температура гораздо мягче, чем можно было ожидать от региона, так близкого к Арктике.

Из-за свирепых ветров и дождей, а также каменистой почвы деревья здесь не растут. Культивируются всего только 6% всех земель, на остальных пасутся овцы. Огромные их количества издавна вписаны в местный ландшафт.

Поэтому вполне понятно, почему эти острова были названы Foroyar (Овечьи острова), от скандинавских слов far — овца и oy — остров. На гербе Фареров, естественно, изображена овца.

Когда викинги колонизировали Фареры примерно в 800 г., они вытеснили ирландских монахов, живших здесь ранее, но оставили обитающих на островах маленьких диких овец.

Шерсть и овцы тесно связаны с историей Фареров. В 1298 г. была составлена «Овечья грамота» для наведения порядка в сельскохозяйственных делах, преимущественно в овцеводстве. Это старейший документ на Фарерах. Большая его часть до сегодняшних дней осталась неизменной.

Грамота регламентировала такие вопросы, как поддержание общих пастбищ, плата за аренду земли, штрафы за нанесение вреда овцам собаками, штрафы за то, что овцы паслись на чужом поле, забой ничейных овец. Так, плата за нарушение границ пастбища составляла 15 ярдов домашней пряжи. Все штрафы и налоги также платились пряжей.

Еще до подписания Овечьей грамоты Фареры вели торговлю: фарерская шерсть и шерстяные изделия обменивались на материалы для строительства домов и кораблей. Сначала продавали необработанную шерсть, а в 1361 г. начали экспортировать толстые вязаные чулки. Примерно с 1600 г. вязание стало очень важным. В 1650 г. на экспорт шло 600 пар чулок, а в 1765 г. — уже более 100 000 пар. Тогда и появилась поговорка «Овечья шерсть — Фарерское золото».

Фареры имеют с Норвегией прочные культурные связи с 1380 года, когда объединились норвежская и датская короны, и Дания получила больший контроль над провинциями. Этим, возможно, объясняется сходство в языке и в рисунках вязания и ткачества. С середины 16-го до середины 19-го века Фареры были изолированы датской торговой монополией, и поэтому фарерская культура сохранилась очень хорошо.

Читать еще:  Белое пончо, связанное спицами

Скорее всего, фарерцы почерпнули свои знания о шерсти, вязании и ткачестве из Норвегии, где вязание практиковалось с 9-го века. До 1695 г. пряли на веретене, после этого времени — на прялках с большим колесом, которые ввезли с Шетландов. Педальные прялки, называемые шотландскими, тоже были известны, но никогда не стали такими популярными, как «большое колесо».

Почти каждая семья имела овец, которых выращивали преимущественно на мясо. Благодаря мягкому климату их можно было содержать на улице круглый год. С середины октября до середины мая овцы паслись, где придется, им разрешалось бродить по дорогам и дворам.

Примерно с середины апреля начинался окот овец. Летом вырастала трава, и если позволяла погода, можно было сделать два укоса. Каждый, от школьника до морского капитана, помогал собирать сено, которое вместе с зерном и кукурузой использовалось зимой для прокорма овец.

В середине мая собирали овец для стрижки и ощипывания, осмотра на предмет болезней и клеймения, чтобы определить, к какому пастбищу прикреплена овца.

В конце сентября овец разделяли: на размножение и на убой. В год забивали около 46 000 овец, тех, что старше семи лет, и молодых, но не годных для размножения. Количество оставленных на зиму было постоянным, 70 000 голов, учитывая, что людское население составляло 44 000 человек. Такое количество овец не случайно — более многочисленное поголовье вытоптало бы пастбища безвозвратно. Фарерцы говорили: все в овце можно есть, кроме навоза, желчи и желчного пузыря. Несмотря на неиспользование, желчь давали животным как лекарство при желчной болезни. Из рогов делали светильники. Кожа использовалась для производства непромокаемой одежды для рыбаков и обуви для семьи в стиле мокасин. Шерстью, пропитанной льняным маслом, затыкали щели в лодках.

Все остальное подчистую съедалось семьей. Ноги солили и вялили три-четыре месяца, после чего нарезали на тоненькие ломтики и ели с хлебом. Кишки набивали смесью крови, мяса, муки, зерна и других ингредиентов. Какую-то часть мяса замораживали. По сей день на островах готовят большое количество вкусных блюд из баранины.

Примерно в середине октября овец оставляли в покое, и цикл начинался снова. Однако в течение длительной темной зимы, когда мужчины уходили в море на промысел (поскольку рыба была важной статьей экспорта), женщины не сидели без дела. Одни вязали носки и свитера для рыбаков, другие — для себя, третьи — на продажу.

От овец получали два вида шерсти, качество которой зависело от зимней погоды. Много дождей и ветров давали большую долю длинного волоса, который называется broddur, в среднем 30 см длиной. Это грубый остевой волос, который защищает подшерсток от влаги и грязи, из него получается прочная пряжа. Мягкая зима с хорошей травой давала много тонкого мягкого подшерстка, называемого rot , длиной 7 см.

Преимущество выщипывания состоит в том, что эти две длины волоса можно собрать отдельно, что снимает необходимость для прядильщицы выполнять эту нудную задачу. Шерсть, которая собиралась во время летнего сбора скота, давала усадку меньше, чем шерсть, взятая от забитых овец. Эти два вида также держались отдельно.

Из рота и броддура фарерцы делали три вида пряжи. Самая тонкая производилась только из подшерстка и прялась на прялке. Она использовалась для вязания хорошей нарядной одежды. Смесь рота и броддура использовалась для вязания свитеров и носков. И самая прочная из трех, из остевого броддура, прялась или на веретене, или на шотландской прялке. В старые времена она ссучивалась и из нее делалась непромокаемая одежда для рыбаков, т.к. овечья шерсть сильно пропитана животным жиром, ланолином. Сегодня из-за ее прочности и легкоокрашиваемости, она используется в ткачестве.

Фарерские овцы очень разнообразно окрашены. Есть белые, рыжие, светло-, средне- и темносерые, черные, темно-коричневые и даже пегие. Фарерцы предпочитают вязать из пряжи натуральных цветов, оттенков достаточно много, и только небольшая часть пряжи окрашивается, преимущественно растительными красителями.

В конце 19-го века расширились контакты с внешним миром и интерес к национальному костюму и старым узорам почти угас. Как бы то ни было, некоторые люди все еще интересовались ручной работой и даже организовали несколько выставок. Энтузиастами была собрана коллекция старинных рисунков и связан большой образец, который был выставлен в Копенгагене в 1929 г. Датская королева Александра была так очарована красотой этих узоров, что поручила Хансу Мариусу Дебесу собрать и издать книгу с этой коллекцией. Сборник, опубликованный в 1932 г., включал в себя более 100 цветных и ажурных рисунков, которые все еще вяжут сегодня. Эта книга есть почти в каждом доме на островах.

Помимо чулок и свитеров на Фарерах вязали шали.

Раньше вязаные шали носили в качестве уличной одежды. Обычно они вязались платочной гладью и поэтому были двусторонними. Кроме того, на них менее заметны убавки и прибавки.

В шали можно было работать, т.к. концы ее достаточно длинные для того, чтобы носить их, завязанными на спине крест-накрест. Шаль была довольно большая, чтобы накинуть ее на голову в случае холодной погоды. Натуральные оттенки коричневого, черного, серого, кремового, белого использовались наиболее часто. Некоторые шали могли иметь цветную кайму.

Шаль — очень широко распространенный и всем нам хорошо известный предмет одежды во многих культурах. Однако, фарерские шали стоят особняком.

Вместо привычных нам форм треугольника, квадрата или круга, фарерская шаль имеет форму крыльев бабочки. Каждая шаль состоит из двух треугольных боковых панелей, трапециевидного заднего клина, каймы и формируемых плечей. Плечевые вытачки позволяют шали удобно лежать на плечах и оставаться на месте даже при активном движении, без использования булавок. Носить фарерскую шаль одно удовольствие благодаря удивительной форме, разработанной вязальщицами фарерских островов.

Есть несколько уникальных и необычных приемов, благодаря которым получается фарерская шаль. Во-первых, петли набираются с нижнего края и шаль вяжется снизу вверх, постепенно сужаясь. Это психологически проще, потому что ряды становятся все короче и вязать все быстрее. Обычно набирали 300-350 петель, что соответствовало шали среднего размера. Но бывали и экземпляры с начальным количеством 700 петель.

Читать еще:  Как связать снеговика спицами. Описание и мастер-класс

Повседневные шали просто обвязывались крючком, либо делалась бахрома. Более нарядные имели узорную кайму.

Все шали имеют задний центральный клин. Убавки делаются с обеих сторон от него, и сам клин плавно сужается снизу вверх.

Боковые части имеют цельновязаную бейку в виде узкой полосы платочной вязкой 5-10 петель шириной, которая остается постоянной, т.к. убавки делаются с внутренней стороны этой полосы. И, как центральный клин, боковые части сужаются кверху.

Самой необычной вещью является формирование плечей. Вдобавок к тому факту, что вязание является очень пластичным и легко принимает ту форму, на которое оно надето, фарерские вязальщицы добавили немного перфекционизма. Эта форма достигается серией дополнительных убавок ближе к верхнему концу боковых частей шали.

В 1983 г. была проведена огромная работа, и сборник «Foroysk Bindingamyngstur» был переведен на английский язык и опубликован. Большая глава в нем открыла секреты вязания фарерских шалей.

Во введении английского перевода перечисляются характеристики традиционной фарерской шали. Они включают в себя:

— набор петель с нижнего края;

— вязка платочной гладью;

— центральная задняя панель, которая формируется с помощью убавок;

— шаль сужающаяся, т.к. вяжется снизу вверх;

— формируется путем убавок на боковых частях и на плечах;

— иногда декорируется кружевной каймой;

— обычно обвязывается крючком, иногда бахромой;

— часто окантовывается контрастным цветом, чтобы подчеркнуть узор обвязки;

— обычно вяжется из пряжи натуральных цветов овечьей шерсти, иногда красится растительными красителями;

— лучшие шали имеют кайму и вяжутся из тонкой пряжи;

— очень важно, что шали можно завязывать на спине и использовать во время работы;

— обычно используются спицы 4,5 или 5;

— набирается приблизительно 350 петель для шали среднего размера.

Для создания формы используются следующие приемы:

— убавки делаются в каждом втором ряду в четырех фиксированных точках (с обеих сторон центральной панели и с двух внешних сторон боковых треугольников);

— шаль хорошо держится на плечах за счет дополнительных убавок по линии плеч и верхней части центральной панели.

Вяжем традиционную датскую шаль (вязание на спицах)

Войти

А датская ли шаль ?

Отвечаю Лене bergberg на вопрос:
«.. в датской жизни есть что-то подобное? Или опять, всё врут, что это датская и традиционная?»

Судя по тому, что и в других языках этот платок называется датским, то не врут.
Похоже, что у многих эта форма платка называется «датская шаль». Вот это шведская ссылка
http://www.ullcentrum.com/monster-beskrivningar/monster-till-ullgarn/sjalar-halsdukar-ponchos/1357-dansk-bindesjal/

На английском это t raditional danish tie shawl
У датчан же это просто bindesjal ( bind завязывать — sjal шаль ), то есть платок, которым обвязываются.

Прикол видимо ещё в форме вязания таким вот уголком. В связи с всеобщим всплеском интереса к ручному вязанию, опять стало популярно вязать такие шали.

Платки, которые укрывали от холода и палящего солнца всегда присутствовали в одежде разных народов, в том числе и датской.

Художник Frederik Christian Lund ( 1826-1901) запечатлел в своих акварелях народную одежду разных районов Дании

Крестьянка с достатком имела в своём сундуке более ста различных платков и платочков для разных нарядов и целей.
Статья Folkedragten i Thisted Amt

В наше же время такие треугольные платки-шали чаще всего всего ассоциируются в Дании с fiskerkone — торговкой из рыбных рядов.
Такая шаль закрывала плечи от холодного ветра с моря, но не сковывала движений.
С 1940 года в центре Копенгагена на месте бывших рыбных рядов Gammel Strand стоит памятник торговке рыбой (скульптор Charles Svejstrup Madsen) Фото взято отсюда

В 2008 году последняя «фискеркуне» Дорис Маркс (имя то какое ! ), которая торговала рыбой на протяжении 45 лет, прекратила свою деятельность на Gammel Strand.

Мужчины уходили в море, а женщины в таких корзинах тащили рыбу на продажу.
На западном побережье Ютландии бедность была такая, что доходило до того, что кораблям в темноте подавали фальшивые сигналы, чтобы они шли на скалы. А после тащили всё что было с разбившегося корабля.

Нелёгкий труд этих женщин нашёл отображение у многих художников

Фарфор Bing & Grøndal, Fiskerkone

Микаэль Анкер. Рыба чистится.
Скагенские художники одни из первых начали отображать тяжёлую жизнь рыбаков и их семей.

Уличное тетральное представление

В музее Den Gamle By (Старый город) в Орхусе можно увидеть подобные шали.
http://www.lustauffarben.de/faerben-bindetuecher-daenisch.html

Вот собственно и всё, что удалось нарыть про датскую шаль.

НОООО .
Лично у меня большое НО ))

Естественно это не датская придумка укрываться от холода таким образом. У датчан эти платки называются треугольными или завязывающимися, и не их вина, что их называют датскими. Видими такое название когда то просто закрепилось в «кружках вязания», откуда и было перенято другими.
Так, например, случилось с датской выпечкой из слоёного теста, которая в Америке называется «дэниш» danish, а тут в Дании — wienerbrød, в буквальном переводе Венский хлеб, или венская выпечка.

Вот эта фигулька в Америке «дэниш», а в датской булочной это «спэндауэр» , то есть опять влияние германского соседа — шпандауэер.
Различаются вариации с кремом или малиновым вареньем. Тот же дэниш может быть кренделем с корицей (вся Икеа ими пропахла) или яблочной слойкой с миндалём.

Возвращая к платку, хочу сказать, что похожие шали были и в Германии. А Германия оказывала более чем большое влияние на своего маленького соседа. Если погуглить на «a sontag», то выходит вот такое.


Короче, душегреечки всегда всем были по душе.
Вот такой мой вывод )))

А ещё есть Фишю́ — в одежде французских женщин нижних и средних слоёв общества в XVII веке.
Но, тут уже видно, что применялось тонкое тканое полотно.

И не следует путать фишю с канзу, который тоже закрывал шею и декольте, но концы которого перекрещивались на груди и завязывались на талии.

В общем, вы поняли, что тема платков это глубокие дебри )))

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector