0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шелковая вышивка и современное искусство

Искусство вышивки в Китае: история и современность

Искусство вышивки в Китае имеет очень долгую историю, и берет свое начало в эпоху Неолита. Уже в этом далеком прошлом (5000-6000 лет назад) в Китае был известен шёлк , который чрезвычайно ценился и использовался исключительно внутри этой страны, поэтому искусство вышивки в Китае во все времена было связано сшёлковой тканью и шёлковыми нитями.

Четыре главных стиля китайской вышивки шёлком сформировались на основе четырех различных культур, господствующих в областях на месте расположения современного Китая.

Ксианская вышивка появилась в местности Чанши провинции Хунань. Этот стиль характерен своими цветовыми контрастами; вышивка из Ксиани часто выполнена в черно-белых тонах с переходами через оттенки серого цвета, что дает эффект трехмерности.

Гуандунская вышивка известна в местности Чаоджу провинции Гуандун, и характерна использованием ярких цветов и симметричных, но замысловатых деталей вышивки, что позволяет сравнивать этот стиль с некоторыми образцами западного изобразительного искусства.

Сычуаньская вышивка родилась в местности Чэнду провинции Сычуань. Это — самый старый стиль вышивки в китайской истории: образцы шелка с фрагментами сычуаньской вышивки были обнаружены более 3000 лет назад в саркофаге мумии в Египте. В этом стиле используется атлас и шелк, вышивка из Сычуани применяется главным образом, чтобы украсить покрытия стеганого одеяла, наволочки, предметов одежды и обуви.

Сучжоуская вышивка. Это наиболее известный и знаменитый стиль, получивший также (впоследствии) название «Свободный стежок», сформировался в местности Сучжоу провинции Цзянсу. Для этого стиля характерно произвольное наложение стежков шелковых нитей различной длины и направлений, использование нитей множества цветовых оттенков, а в отдельных случаях — расщепление шелковой нити на отдельные волокна, термическая обработка шелка, и другие приемы, проверенные и отработанные веками, что создает совершенно невероятные эффекты при экспозиции работ, выполненных мастерами из Сучжоу.

Лебединая семья

Львенок (авт. Yao Jie)

Хурма на столе

Цветущее розовое дерево

В наше время именно стиль «свободный стежок», применяемый мастерами из Сучжоу, получил наибольшее признание в Китае и по всему миру. Современная Сучжоуская школа вышивки объединила все лучшие достижения древнего искусства вышивки Китая: мастера-вышивальщики создают контрастные черно-белые вышитые картины, ранее характерные для Ксианского стиля, используют яркие цвета и абстрактные образы, похожие на Гуандунский стиль.

Но, в отличие от Сычуаньского стиля вышивки, шелковые картины из Сучжоу предназначены только для любования ими.

Согласно письменным источникам, шелковая вышивка появилась в провинции Сучжоу, и затем распространилась в ближайших районах континентального Китая. Эти области в течение многих веков были известны производством шелковых тканей, которые в течение достаточно длительного времени были известны и использовались исключительно внутри Китая, причем не только для изготовления одежды, но и для удовлетворения множества других хозяйственных нужд. В то время наличие шелковых вещей служило своеобразным индикатором богатства их обладателя.

В хрониках «Шо Юань»,написанных Лю Сяном в период династии Западная Хань (206 год до н.э. – 24 год н.э.), указывается,что в царстве У уже использовалась вышивка для украшения одежды. В период Троецарствия (220-280 гг.) император царства Уљ Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить шелком по шелку карту своей империи. Так появилась знаменитая «Карта Царств». Горы,реки и города были изображены в мельчайших деталях на одном квадратном полотне шелковой ткани. В книге «Тайные сокровища Цинов» отмечается,что вышивальщицы Сунской династии (960-1279) использовали иглы толщиной с волос: «Цвета так ярки,что ослепляют глаз. Пейзажи и здания располагаются в правильной перспективе, изображения людей яркие и осязаемые, цветы и птицы словно живые».

Так, более 2 тыс. лет назад началась история Сучжоуской вышивки шелком по шелку.
В период Цинской династии (1644-1911) шелковая вышивка достигла вершины своего развития. Продукция народной вышивки стала более разнообразно: вышивались одежда, театральные костюмы, покрывала,наволочки, обувь, сумочки и т.д. Вышивка стала модной у простого народа.

В начале XX века под влиянием западной культуры мастера шелковой вышивки начали искать и вносить инновации в свои работы. Шэнь Юньчжи (1874-1921) интегрировала некоторые эффекты портретов маслом в свои вышивки и создала новый стиль, названный «реалистичной вышивкой».«Реалистичная вышивка» Шэнь получила заслуженное признание в Китае и за рубежом. Результатом усилий Шэнь Юньчжи было основание учебных заведений, ассоциаций и профсоюзов работников вышивания в Сучжоу, Наньтуне, Даньяне и Чаншу. Работы таких ее современников, как Хуа Цзи, Ван Шаомин, Ли Пэйфу и других, завоевывали премии на многих международных выставках.

Читать еще:  Мандала крючком от Дедри Юс (Dedri Uys): описание работы и мастер-классы

В начале 30-х годов новый стиль шелковой вышивки, получивший название «произвольный стежок», был создан Ян Шоуюй, деканом факультета вышивки профессиональной женской школы Чжэнцзэ в Даньяне, провинция Цзянсу. Как следует из его названия, этот стиль использовал стежки разной длины и направлений произвольные наложения слоев для достижения лучшего эффекта тона и глубины цветов произведения. Это изобретение ознаменовало начало новой эпохи в развитии шелковой вышивки. Настоящим центром изучения и развития этого древнего искусства стал основанный в 1957 году Государственный научно-исследовательский институт вышивки, в музее которого собраны шедевры разных эпох.

Ночная прелесть магнолии

Букет подсолнухов в вазе

Снежный барс (авт.Yao Jie)

Бабочки

В наши дни Сучжоуская техника ручной вышивки продолжает свое развитие. В настоящее время промышленность провинции Сучжоу производит шелк по усовершенствованной технологии, что позволяет создавать вышитые картины в еще более ярких и живых красках и добиваться поразительных визуальных эффектов. Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года!

Славу шелковой вышивке принесли ее утонченность, элегантность и красота. Помимо традиционных односторонних и двусторонних вышивок (вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаково — его ставят на горизонтальную поверхность), шелковая вышивка включает и многие другие виды работы иглой, такие, как парчовая вышивка, вышивки волосом, узлом и др. Произведения участвуют в выставках по всему миру и ценители искусства могут восхищаться красотой и изысканностью, создаваемой искусными мастерами и гордиться приобретенными шедеврами.

(Пока оценок нет)

Загрузка.

Шелком по шелку. Искусство легендарной китайской сучжоуской вышивки

Вышивка шелком – это очень трудоемкий процесс. На небольшую работу у мастерицы уходит около 3х месяцев. Но известны случаи, когда вышивка одной работы занимала более 8 лет!

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Пожалуй, никому не переплюнуть китайских мастериц-вышивальщиц, которые вот уже больше 2000 лет хранят древнее искусство шелковой вышивки,зародившееся в городе Сучжоу, и поражают воображение невероятными картинами, «написанными» тончайшими иголками на тончайшей ткани. Секрет легендарной сучжоуской вышивки берегли как зеницу ока, и очень избирательно передавали из поколения в поколение. Но несмотря на то, что сегодня это мастерство осваивают рукодельницы со всего света, настоящую, традиционную сучжоускую вышивку в состоянии выполнить лишь избранные.
Это искусство сочетает в себе графику, рукоделие и живопись. Тончайшая работа, которую нетрудно принять за живопись или шелкографическую печать,занимает у мастериц от полугода до полутора лет тщательного, кропотливого труда. Над внушительными, масштабными полотнами мастерицы трудятся коллективно. Каждая вышивает свою часть полотна, но поскольку техника вышивки у всех одинаковая, ведь секрет-то один на всех, в результате невозможно определить, где заканчивается один «участок» и начинается другой. Цвета переходят друг в друга так мягко и плавно, что кажутся нанесенными кистью красками, а удивительная детализация заставляет думать о том, что без помощи трудолюбивых эльфов тут явно не обошлось.

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Мастера суачжоуской вышивки особенно гордятся тем, что умеют так искусно прятать узелки, вплетая их в общее полотно, что невозможно определить, где у картины изнанка, и где лицевая стороны. В отличии от вышивки гладью, где это очевидно. Потому величайшим мастерством считается уметь делать, а величайшей ценностью — обладать двусторонней вышитой картиной, которая, по сути, является двумя картинами в одной. Так, с лицевой стороны это может быть ветка цветущей сакуры на фоне заката, а с изнанки — изображение симпатичного пушистого котенка, напоминающего китайские акварели в стиле гохуа. Такие картины можно встретить либо на ширмах и занавесках, украшающих интерьер, либо на праздничном веере состоятельной дамы, либо же на столе в качестве картины, заключенной в специальную рамку из прозрачного акрила.

В этом ремесле, которое надо скорее называть искусством, есть свои определенные тонкости, техника сучжоуской вышивки сама по себе уникальна. На основе из полупрозрачного шелка, тончайшей иглой необычайно яркими шелковыми нитями воспроизводятся оригинальные сюжеты. Обычно это эпизоды из жизни птиц или животных. Могут быть и удивительные композиции из цветов или очаровательные пейзажи. Китайская вышивка шелком по шелку единственная в своем роде. Особенностью их таланта является то, что каким то, неизвестным способом скрываются узелки нитей так, что обе стороны являются лицевой. Однако настоящая вершина искусства вышивания шелком это вышивка двух различных картин с противоположных сторон полотна из шелка. Это считается особым мастерством, доступным только единичным мастерам. На таких вышивках нити, из которого сделано изображение, одной стороны полностью скрыты нитями изображения другой. Так на пример с одной стороны выполнено изображение тигра, а с другой журавли. При чем, все это выполнено на столько тонко, что рассматривая одну сторону и предположить нельзя, что на другой стороне. В сохранившихся письменных источниках, упоминается что искусство Сучжоуской вышивки возникло в царстве У, во времена Троецарствия, а первые вышивки появились еще до наступления новой эры. Максимального совершенства шелковая вышивка достигла в ХVII — ХIХ веках, во времена династии Цин. А в ХХ веке, в вышивках помимо чисто национальных мотивов начали появляться и сюжеты западной цивилизации. Мало того, появились новые стили вышивки, которые придали этому искусству новую форму развития, в результате чего она стала популярной во многих странах. На вышивку одного полотна иногда уходит время до полугода. Но зато каждое изделие это произведение искусства, настолько уникально и неповторимо. Вышивки выполненные с двух сторон не вешают на стены, для них делаются специальные рамки, которые устанавливаются так, что бы можно посмотреть обе стороны этого шедевра. Удивительно то, что нити которыми делаются вышивки со временем не выцветают и сохраняют яркость в течении многих десятилетий. Такие вышивки способны украсить любой дом. Обычно они передаются по наследству как семейные реликвии.
Источник: http://national-travel.ru/asia/trad-asia/suchzhouskaya-vyshivka.html

Читать еще:  Вышивка бискорню: новогодняя ёлочка своими руками. Схема

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Шелком по шелку, иголками, толщиной с человеческий волос, и нитками, похожими на паутинки, день за днем рождаются удивительные шедевры сучжоуской вышивки. Сюжетами становятся пейзажи и портреты, натюрморты и животные, сцены из повседневной жизни и репродукции картин легендарных художников. Рядом с обычными картинами, вышивка талантливых китайских искусниц выглядит ярче, богаче, сочнее, объемнее. И намного дороже.

Сучжоуская вышивка — традиционная китайская двусторонняя вышивка.

Сучжоуская вышивка имеет более чем двухтысячелетнюю историю. Вышивка делается на полупрозрачном шелке. Узелки прячут так что обе стороны вышивки кажутся лицевыми.

По некоторым данным, еще за пять тысячи лет до н.э. люди умели обрабатывать шелк, а в 1- тысячелетии до н.э. он распространился по всему миру. Точная дата появления шелка в обиходе человека неизвестна, также как и сокрыта от нас за давностью лет история об открытии шелка. Существует множество легенд, согласно одной из них Лэй-цзу, старшая жена мифического императора Хуанди, пила чай в саду, когда ей в чашку с дерева упал кокон шелкопряда. Пытаясь вынуть его, она потянула за ниточку и та стала разматываться. Девушка обошла дворец несколько раз прежде, чем нить закончилась. Веками китайцы сохраняли тайну получения шелковой нити. Раскрытия тайны каралось смертной казнью. И хотя секрет был раскрыт (или украден по другим легендам), тем не менее, китайский шелк и по сей день сохраняет свое первенство по качеству и популярности.

Вышивка шелком появилась более 2 000 лет назад в китайской провинции Сучжоу. Сегодня там существует Институт шелковой вышивки. Принципы и техники за тысячелетия не изменились. Для вышивки используют только натуральные шелковые нити. В небольшом произведении можно найти до 80 оттенков разных цветов. А в монументальных полотнах — тысячи. Нитки окрашиваются вручную специально под каждую картину.

Мотивы и сюжеты также в основном классические: животные, растения, рыбы, цветы. Все продумано и подчинено устоявшимся традиционным повериям. Так, например, изображение тигра — для защиты от сглаза, орхидеи — в знак верности. Форма шелковой нити – восьмигранник. За счет этого свет, играя и преломляясь на его гранях, оживает вместе с изображением на картине. Именно форма и структура шелковой нити позволяет окрасить ее в более 1500 оттенков. При помощи вышивки в различных направлениях достигается эффект светотени.

Традиционная Сучжоуская вышивка шелком

Город Сучжоу по праву является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая. Сами китайцы называют эту местность «Рай на земле»; иностранцы предпочитают другое название «Китайская Венеция» — из-за множества каналов, придающих сходство Сучжоу с известным итальянским городом.

Сучжоу — один из самых старых городов в бассейне реки Янцзы; это название было известно еще в 600 годах нашей эры, когда Сучжоу являлся центром сооружения Великого Канала. В 1276 году этот город посетил Марко Поло, который описывал его словами «великий» и «благородный».

Изящные классические сады, старомодные здания и тонкие полукруглые мосты сделали Сучжоу известным историческим и культурным городом, полным поэтического очарования. Но наибольшую известность провинция Сучжоу получила благодаря зародившемуся здесь искусству ручной вышивки шелком по шелку.

Вышивка шелком по шелку — жемчужина восточных искусств. Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад): император Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить “Карту Царств”. Горы, реки, города и строения были изображены в мельчайщих деталях на одном квадратном полотне шелковой ткани.

Читать еще:  Вышивка: листья крестом. Бесплатная схема

В книге “Тайные сокровища Цинов” отмечается, что вышивальщицы Сунской династии (960-1279) использовали «иглы толщиной с волос. Цвета шелковых нитей так ярки,что ослепляют глаз. Пейзажи и здания располагаются в правильной перспективе, изображения людей яркие и осязаемые, цветы и птицы словно живые.»

Лучшие шелковые вышивки превосходят живописные творения. Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шелковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия, сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: «переулок шелковой нити», «фабрика шелка», «улица вышивки цветов», и другие. Этот вид вышивки окончательно сформировался в период династии Сун (960—1279 гг.), а в период династии Цин (1644-1911 гг) она достигла наибольшей популярности. Пожилые мастера говорят, что раньше ради сохранения наследственности и передачи этого искусства, секреты мастерства вышивки передавались только мужчинам или же, например, жене сына, но не передавались дочерям.

Это очень скрупулезный труд. Этот вид искусства сочетает в себе живопись, графику и рукоделье. На одну картину у мастера уходит от 6 месяцев до года кропотливого труда. Но зато в результате получаются настоящие шедевры. Созданные таким образом картины выглядят как живые. На них можно рассмотреть самые мельчайшие детали изображаемого объекта.

Город Сучжоу превратился в центр шелковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже тогда вышивку использовали для украшения одежды. Плодородные почвы и умеренный климат провинции Цзянсу способствовали быстрому росту производства шелковых нитей и тканей, что и обеспечило развитие шелководства из промысла до стадии промышленного производства. Это стимулировало развитие здешней шелковой вышивки. Уже тогда вышевку использовали для украшения одежды. Плодородные почвы и умеренный климат провинции Цзянсу способствовали быстрому росту производства шелковых нитей и тканей, что и обеспечило развитие шелководства из промысла до стадии промышленного производства. Это стимулировало развитие здешней шелковой вышивки.

Уже в начале XX веке техника шелковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию запада. Появилась «Реалистичная вышивка» — именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Лины, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией.

В начале 30-х годов ХХ века появился новый стиль шёлковой вышивки, получивший название «произвольный стежок». Его создатель – Ян Шоуюй, декан факультета вышивки в профессиональной женской школе. Стиль был специально создан с целью использования стежков разной длины и направлений. Новая техника дала возможность произвольно накладывать вышитые слои для достижения нужного эффекта. Это, с одной стороны, усложнило работу, сделав её ещё более кропотливой, но с другой — придало большую реалистичность самим картинам, добавило глубины цветам. При помощи вышивки в различных направлениях достигается и эффект особой светотени: в небольшой картине можно найти до 80 оттенков разных цветов. А в монументальных полотнах — до тысячи. Нитки окрашиваются вручную специально под каждую картину.

В 1950 г. по распоряжению китайского правительства в Цзянсу был создан Государственный научно-исследовательский институт Сучжоуской вышивки, в городах открылись училища техники вышивания. В то время в Сучжоуской вышивке применяли только 18 видов стежков, а теперь их число увеличилось до 40.

В наши дни техника продолжает свое развитие. Современная сучжоуская вышивка делается на полупрозрачном шёлке, а узелки прячутся таким образом, что обе стороны вышивки кажутся лицевыми. Для вышивки используют только натуральные шёлковые нити. Форма каждой шёлковой нити – восьмигранник. За счёт этого свет, играя и преломляясь на его гранях, оживает вместе с изображением на картине. Именно форма и структура шёлковой нити позволяют окрасить её в более чем 1500 оттенков.

Славу шелковой вышивке принесли ее утонченность, элегантность и красота. Помимо традиционных односторонних и двусторонних вышивок, шелковая вышивка включает и многие другие виды работы иглой, такие, как парчовая вышивка, вышивки волосом, узлом и др. Произведения участвуют в выставках по всему миру и ценители искусства могут восхищаться красотой и изысканностью, создаваемой искусными мастерами и гордиться приобретенными шедеврами.

Процесс изготовления Сучжоуской вышивки:

1. Подбирают сюжет для вышивки. Мастера обычно пользуются специально нарисованными для вышивки картинами (нередко и бумажными вырезками) или готовыми произведениями масляной живописи, а также фотоработами известных художников.

2. Определяют стиль вышивки, подбирают иглы и ткани.

3. Подбирают нитки необходимых цветов и оттенков. В обычной вышивке можно обнаружить более 10 оттенков разного цвета. Толщина ниток в 12 раз меньше, чем у тех, что идут на обычную вышивку.

4. Выполняя работу, мастерицы вышивают на шелке цветными нитками разнообразные узоры, фигуры и иероглифы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector