0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старинная английская вышивка крестом. Схема

Английская вышивка XVI-XVII веков — всеобщее хобби

В XVI и XVII веке искусство светской вышивки расцвело в Европе, особенно в Англии. Еще в Средние века английские мастера, вышивавшие церковное облачение, славились по всей Европе. Когда же король Генрих VIII порвал с католической церковью в 1534 году и учредил собственную церковь, нужда в расшитой богатой одежде для священников и убранстве соборов значительно сократилась. А вот спрос на вышитую светскую одежду и домашний декор возрос, поскольку люди могли себе позволить такую роскошь в относительно спокойные и богатые времена правления Елизаветы.

Конец XV века. Нижняя часть ризы священника.

1635 г. Переплет книги. (Псалмы Давида).

После 1651. Переплет книги.

1636 г. Переплет книги. (Требник).

1649 г. Переплет книги.

Середина XVII века. Житие Святого Авраама

Середина XVII века. Житие Самуила.

Середина XVII века. Вышивка шелковыми и золотыми нитями по льну.

Несмотря на то, что вышивка традиционно считается занятием женским, в те времена ею увлекались все: мужчины и женщины, дети и взрослые, профессиональные мастера и просто любители. Скорее всего, молодых девиц в обязательном порядке учили этому искусству. Техника вышивки зависела от их социального статуса. Бедным полагались простые узоры и стежки, богатым дворянкам – более сложные. Если девица или дама достигала высокого мастерства, это вызывало всеобщее уважение, поскольку считалось доказательством ее трудолюбия и благочестия.

1656 г. Мастер — Анна Бакетт. Вышивка шелком по льну. Узор XVI века.

Третья четверть XVII века. Дама.

Что же вышивали в те времена? Мотивы делились на две большие группы. Первая – флора и фауна, как английская, так и экзотическая. Вторая – иллюстрации Библии и портреты людей.

Конец XVI века. Райский сад. Вышивка шелковыми и золотыми нитями по бархату.

Портерт Карла I, приблизительно 1650-1670 г. Вышивка шелковыми и золотыми нитями.

В конце XVI века сначала в Европе, а затем и в самой Англии (примерно в 1590-х годах) начали печатать альбомы с рисунками для кружевоплетения и вышивки, а ведь книги тогда стоили немалых денег. Можно предположить, насколько дорогим было это хобби.

Начало XVII века. Сумочка.

Начало XVII века. Сумка.

Первая четверть XVII века. Сумка.

Чаще всего вышивкой украшали головные уборы, носовые платочки, маленькие сумочки и кошельки. Такие сумочки использовали для хранения ароматных трав и духов и как роскошную упаковку для подарков. Но самым популярным предметом одежды с вышивкой были перчатки. Они ассоциировались с романтической привязанностью, могли служить знаком любви, который преподносили второй половине, например, в день помолвки, как в наши дни дарят кольцо. Поэтому на них изображали такие традиционные символы любви, как сердце.

Читать еще:  Листья из бисера. Мастер-класс по вышивке

1620–40 г. Кожаные перчатки.

1600 г. Кожаные перчатки.

Первая половина XVII века.

Кроме того вышивкой украшали корсажи. На них изображали цветы, фрукты, птичек и насекомых.

1616 г. Женский жакет.

1600-1620 г. Ночной колпак.

Конец XVI — начало XVII века. Ночной колпак.

Что касается предметов домашнего обихода, то здесь вышивали практически все, что только можно: начиная с подушек и простыней и заканчивая шкатулками и рамами для зеркал. Мебель в те времена была достаточно простой. Чтобы сделать интерьер нарядным и уютным, его украшали текстилем.

1601 г. Наволочка.

Конец XVI века. Фрагмент скатерти.

Первая половина XVII века. Древо жизни.

Третья четверть XVII века. Шкатулка для письменных принадлежностей с изображением пяти чувств.

В середине XVII века в моду вошла объемная вышивка, которая чаще всего встречается на рамах зеркал. На них изображали мужчин и женщин в роскошных одеждах, которые приветствуют друг друга.

Третья четверть XVII века. Рама для зеркала с объемной вышивкой.

1665 г. Объемная вышивка. Житие Святой Эсфири. Самый популярный сюжет в английской вышивке XVII века. Эсфирь считали образцом багочестия и смелости, а также красоты.

Третья четверть XVII века. Шкатулка с изображением жития Святого Иосифа.

1672 год. Рама для зеркала.

Середина XVII века. Подушка с изображеием царя Соломна и царицы Савской.

Первая четверть XVII века. Наволочка подушки.

1590–1610 г. Наволочка.

Третья четверть XVII века. Дамы воплощают два чувства: осязание и вкус.

Мелинда Ватт, отдел Европейской культуры и декоративно-прикладного искусства Музея Метрополитен.

Английская вышивка: история, техники, сюжеты

Давайте поговорим об английской вышивке, о том, какой для нее характерен стиль. Посмотрим, что вышивали в Англии с незапамятных времен до сегодняшнего времени, как отразилась смена эпох на развитии вышивального искусства в этой стране.

История

Самый древний из сохранившихся образцов английской вышивки относится к 909 году. Речь идет о вышитой мантии Святого Губерта, которая была найдена в его гробнице. Особое развитие искусство вышивания в Англии получило при монастырях и аббатствах в XI-XIV веках. В основном, вышивали гладью большие рисунки на одежде.

В XVI веке происходит снижение популярности вышивки на религиозную тематику. Причиной тому стал роспуск монастырей королем Генрихом VIII (в 1534 году он порвал с католической церковью). Потребность в расшитой одежде для священнослужителей значительно уменьшилась. А вот спрос на светскую вышивку вырос: люди могли позволить себе роскошь в относительно спокойные и богатые времена правления королевы Елизаветы I.

Шёлковая гладь

В моде была не только различная вышитая одежда (платья, перчатки, туфли… и даже белье), но и предметы интерьера с вышивкой. Говоря о последних, хочется отметить, что пользовались популярностью гобелены. Основной техникой вышивания являлась шелковая гладь. Основные сюжеты можно разделить на две группы. Первая — это цветы, животные и птицы, оплетенные стеблями растений. Вторая — портреты и библейские сюжеты.

Читать еще:  Вышитые елочные игрушки своими руками

К концу XVI века начинают выпускать книги по вышиванию, а именно, альбомы с рисунками для вышивки и кружевоплетения. Аристократы оборудуют собственные помещения под домашние мастерские.

Золотое шитье

Во времена правления королевской династии Тюдоров, в XV-XVI веках в Англии активно развивается золотое шитье, которым страна славилась еще в XIII веке. Считается, что на распространение данного искусства в западных странах в Средние века оказала большое влияние византийская вышивка. Изысканное английское золотое шитье, носившее название Opus Anglicanum (в переводе с латинского языка — “английская работа”), заказывали высокопоставленные особы как в самой Англии, так и далеко за ее пределами.

Во времена Тюдоров вышивка золотыми и серебряными нитями получила особую популярность у англичан благодаря возведению новых дворцов, потребовавших значительное количество вышитых тканей для внутреннего убранства — украшения трона, кроватей, окон, стен. Расшитые покрывала, подушки, шторы, пологи, настенные драпировки — все это придавало атмосферу роскоши и уюта. Вышивка выполнялась профессиональными вышивальщицами. Были созданы целые цеха мастериц, у которых можно было заказать вышитые изделия. Считается, что рисунки вышивок в те времена брались из старинных рукописей с миниатюрами.

Вышивка блэкворк

Со времен правления Генриха VIII в Англии при декорировании одежды (как женской, так и мужской) и предметов быта широко использовалась вышивка блэкворк, или “черная вышивка”. Эта техника была привезена сюда из Испании в начале XVI века первой женой английского короля Екатериной Арагонской. Первоначально вышивка блэкворк выполнялась черными шелковыми нитями по белому полотну — отсюда и получила свое название. В основе вышивки — шов “гольбейн” (двойной шов “вперед иголку”).

Якобинская вышивка

В XVII веке, во времена правления королевской династии Стюартов, вышивка в Англии все еще имеет большое значение, но не такое, как при Тюдорах. В середине века в моду входит приподнятая гладь, объемная вышивка, которую чаще всего можно увидеть на рамах, в обрамлении зеркал. Среди мотивов изображений — женщины и мужчины в богатых одеждах, приветствующие друг друга.

В первой четверти XVII века, в период правления короля Якова I, в Англии появляется якобинская вышивка (разновидность “крюила” — вышивки, выполняемой шерстяными нитями в смешанной технике с использованием множества швов из разных видов вышивки, прежде всего, гладьевых стежков). В отдельное направление в вышивании вышивка “крюил” оформилась в Англии в том же веке. Возникновение якобинской вышивки, характеризующейся особым стилем изображения цветочных мотивов, произошло в результате развития в то время англо-индийских торговых отношений. “Мода на все индийское” в Англии закрепилась и в вышивке.

Причудливые завитки с обвивающими стебли сказочными цветами и листьями, экзотические птицы и животные — именно такой стиль изображения отличает якобинскую вышивку, а комбинирование большого количества швов и стежков придает ей некую объемность. В XVII веке этой вышивкой украшали одежду, аксессуары, различные предметы интерьера: диванные подушки, шторы, обивку мебели и т.д.

Читать еще:  Вышивка крестом: пчёлы. Схемы

Старинная английская вышивка крестом. Схема

Для тех, кто хочет вышить что-то особенное, я подобрала коллекцию старинных французских и голландских схем для вышивки крестиком. Это цветочные, растительные, живописные ботанические и анималистические мотивы, орнаменты в стиле рококо, старинные пейзажи, а также пасторальные сцены с изображением жизни людей.

Многие узоры, которые здесь представлены, называются Petit Point.

Petite в переводе с французского означает «маленький, мелкий». Отсюда и идёт название стежков Петит-поинт (petite-point) и Петит-ститч (petite-stitch).

Petite-point — это маленький полукрестик. Шьётся он как обычный полукрест: на изнанке швы — вертикальные, или как гобеленовый шов (на изнанке швы располагаются по диагонали).

Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика. Bместо одного стандартного крестика вышивается четыре маленьких.

Стежки petite используются в вышивке для того, чтобы вышиваемая картина смотрелась более детально, более естественно. В основном таким способом вышиваются лица для того, чтобы был более плавный и реалистичный переход цветов. Кроме этого, петит-поинт и / или петит-ститч используются тогда, когда требуется подчеркнуть округлость некоторых деталей в вышивке.

Работы в этой технике часто основаны на великолепных картинах старых мастеров голландской или французской школы живописи эпохи рококо или времен романтизма. Рисунок переносится тончайшей кистью и красками на разлинованную в клеточку бумагу таким образом, чтобы каждый закрашенный квадратик обозначал один стежок Petit Point определенного цвета. Одно только изготовление подобного образца — кропотливая работа, требующая хорошего чувства цвета и формы.

Подбор цветов — подходящий оттенок нити выбирается из примерно 400 цветов, находящихся в распоряжении вышивальщиц. При этом особое внимание обращается на то, чтобы при сопоставлении находящихся рядом стежков достигалась гармония цвета и рельефность, что особо отличает подлинные вышивки Petit Point.

Как вышивают — в качестве основы применяется исключительно тончайшая шелковая сетка (а не хлопковая канва или страмин), на которую не наносится ни рисунок, ни трассировочные (направляющие) нити. Делая каждый стежок, вышивальщица должна считать клеточки на раскрашенном вручную бумажном оригинале, чтобы точно перенести рисунок на сетку. Мельчайшие стежки выполняются в технике полукреста и часто с помощью лупы. Вышивка Petit Point имеет от 11 до 22 стежков (точек) на один линейный сантиметр, таким образом в одном квадратном сантиметре содержатся от 121 до 484 стежков (или от 780 до 3122 стежков на квадратный дюйм). Это очень миниатюрная техника.

На подиумах всего мира демонстрируют шикарные вышитые модели одежды. Огромной популярностью и любовью пользуется сейчас вышивка и в России. И очень радостно, что все рукотворное сейчас стало сейчас очень цениться, а вышивальные традиции возобновлены!

Эти схемы вдохновят вас на создание новых шедевров. Их можно применить не только в вышивке крестом, но и бисером, и как рисунки для создания жаккардов в вязаном трикотаже, для создания гобеленов, мозаик.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector