0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вечная красота бухарской вышивки золотом

Самая дорогая в мире вышивка, которую создают только мужчины: Волшебство Зардози

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Зар» на персидском означает «золото» и «Дози» — «вышивка». В глубокой древности так роскошно украшали не только одежду, но и стены королевских шатров, ножны, попоны царственных слонов и лошадей. Сегодня размах работ меньше – очень уж дорогие материалы применяются для этого вида рукоделия, но зато мастера в этой технике выходят на высочайший художественный уровень, создавая настоящие шедевры. Кстати, материалы Зардози сегодня немного изменились. Если древние вышивальщики использовали настоящие золотые и серебряные нити, а также пластины из драгоценных металлов, то сегодня они работают с медной проволокой, покрытой золотым напылением. Однако и в таком варианте вышивка остается баснословно дорогой. Интересно, что Зардози – исконно мужской вид рукоделия. Возможно, что работа с металлическими нитями была не так легка для женских рук, или менталитет восточных ремесленников сложился таким образом, но испокон веков персидскими «златошвейками» были мужчины. Сегодня эта традиция не нарушается.

Считается, что расцвет Зардози пришелся на XVI-XVII века. Знаменитый падишах Акбар из династии Великих Моголов покровительствовал многим видам искусства, и драгоценной вышивке – в том числе. Однако позднее древнее мастерство пришло в упадок. Дороговизна материалов и войны, которые привели к прерыванию традиции, почти уничтожили Зардози, так как в определенный момент мастера не смогли подготовить достаточное количество учеников. Однако мастерство окончательно не угасло. Например, можно найти упоминания о великолепном «павлиньем» платье леди Керзон, вышивка для которого была создана индийскими мастерами. Этот наряд произвел фурор на празднике в честь коронации короля Эдуарда VII и королевы Александры во втором Делийском Дурбаре в 1903 году.

Платье было собрано из пластинок, которые были вышиты золотом мастерами Дели и Агры. Затем эти драгоценные элементы отправили в Париж, где в модном доме Уорта европейские мастера сшили невероятной красоты платье. Пластинки накладывались друг на друга, как перья павлина, создавая уникальный эффект. А в центре каждой еще красовалось сине-зеленое крыло тропического жука. Из-за обилия золота платье было достаточно тяжелым – оно весило около десяти фунтов, то есть примерно пять кг.

Настоящее возрождение Зардози произошло только в середине XX века, когда более современные материалы позволили хоть немного удешевить ее. Одним из величайших художников, поднявших древнее искусство на совершенно новый уровень, стал мастер Шамсуддин из Агры. Он родился в 1917 году в семье потомственных вышивальщиков. Мальчик был уже 13-м поколением, хранящим секреты Зардози.

Его отец прославился тем, что дважды вышивал парадные одежды для членов британской королевской семьи. Юный Шамсуддин, освоив в мастерской отца это ремесло, создал на его основе собственный уникальный стиль объемной вышивки. Сначала, с помощью толстой хлопковой нити, создается основа будущей картины, а затем она расшивается золотом. Такая техника требует огромного терпения, ведь накладывание множества слоев ниток – очень долгое занятие, а все вышивки мастера очень большие – длина по одной стороне обычно около двух метров. Одну из самых знаменитый своих работ «Добрый пастырь» Шамсуддин вышивал 18 лет!

Читать еще:  Объемная вышивка ландышей. Мастер-класс

Именно Шамсуддин создал картину, которая на сегодняшний день считается самой дорогой вышивкой в мире. За работу «Шахматы» в 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсал предложил два миллиона восемьсот тысяч долларов. Сегодня все работы великого мастера охраняются как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Большая часть из них хранится в музее Агры и увидеть их могут все желающие, но только после тщательных проверок. Считается, что подобных шедевров в мире больше не существует.

Последней работой Шамсуддина стала картина «Букет цветов». Мастер создавал ее 11 лет в подарок своей жене. Каждый цветок в ней вышит отдельно, вырезан из ткани и затем собран в букет. Ваза украшена драгоценными и полудрагоценными камнями общим весом 20 000 карат. К сожалению, за этой работой Шамсуддин почти потерял зрение, но все же успел завершить ее в 1985 году к 50-ти летнему юбилею супруги. Мастер ушел из жизни в 1999 году, но его дело продолжают сегодня около пяти тысяч учеников. Самым талантливым стал, конечно, сын Раисуддин – следующее, 14-е поколение вышивальщиков Зардози.

Восточные мотивы всегда являются модным трендом. Пользуясь этим индийский дизайнер Маниш Арора произвел фурор в Париже.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вечная красота бухарской вышивки золотом

Древняя Бухара во времена шахов, эмиров и шелкового пути всегда была центром мировых событий, торговли, науки, медицины и культуры. От былого величия и красоты осталось очень мало и многое потерялось в череде веков, но есть кое-что, что до сих пор вызывает вздох восхищения. Это бухарская вышивка золотом.

Эта вышивка собрала в себе секреты мастерства многих народов Азии, став своеобразным миксом техник, швов и стилистики. Вышивку эту невозможно перепутать ни с чем подобным, и не только благодаря особому богатству узоров, обилию золота и настоящей восточной роскоши.

Мы привыкли к тому, что вышивка — чисто женское рукоделие, но все же, бухарское золотое шитье стало женским относительно недавно. Традиция предписывала заниматься золотым шитьем только мужчинам. Считалось, что красота женщин всегда соперничает с красотой золота, и настолько она сильна, что золото в руках женщины тускнеет и темнеет.

В XIX в. золотошвейное ремесло официально считалось придворным искусством. Самая крупная мастерская золотого шитья находилась непосредственно в резиденции бухарского эмира, и работали в ней одни мужчины. Великолепной вышивкой покрывались халаты, чалвар (штаны), доуры (украшение на гриву лошади), сапожки, домашние туфли, чалмы и многое другое.

Изначально золотом вышивали по карбосу — домотканой хлопчатобумажной ткани, позднее в качестве основы стали использовать шерстяные, шелковые ткани и бархат.

Женщины получили возможность осваивать секреты золотой вышивки лишь во времена советской власти. Золотошвеи Бухары были объединены в артели ремесленников и изготавливали небольшие изделия – тюбетейки, некоторые виды женской одежды, наволочки, чайнакпуш (накидка на чайник), жилетки-нимча, ремни, пояса и туфли. Теперь главы семей-златошвей могли передавать опыт не только сыновьям, но и дочерям. Благодаря этому, искусство бухарской вышивки золотом живо до сих пор.

Читать еще:  Свадебная тиара своими руками. Мастер-класс

За века своего существования бухарское золотое шитье приобрело только ему соответствующие особенности композиции, орнаментов и колорит. Эти художественные средства до сих пор находятся в прямой зависимости от того, какой предмет украшается вышивкой и для чего этот предмет предназначен.

Специалисты выделяют три основных композиции золотого бухарского шитья — даукур, бутадор и дархам. В основе первого — орнаментированная золотошвейная кайма (кур). Этой каймой обшивают края изделий — полы, обшлага рукавов, подолы, воротники. Остальное поле остается свободным от зашива. Если такая композиция используется в мужском или детском халате, в военных мундирах с на спинке изделия по центру обязательно будет вышит медальон (тау) с растительными элементами узора. В вышивках военных мундиров(калючи) центральный медальон может заменять орнамент в виде кругов(нишон), который располагают в нижних углах передних полочек и на груди.

Бутадор отличается от даукура тем, что зашивается золотой вышивкой все центральное поле одинаковыми по рисунку узорами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга.

Дархам предполагает вышивку центрального поля зашива непрерывным узором, который состоит из элементов, которые могут соприкасаться друг с другом по горизонтали или вертикали, образуя своеобразную сетку.

Композиция орнамента золотого шитья традиционна: орнамент предметов одежды и крупных изделий для декора интерьера всегда обрамляются каймой, которая в свою очередь обшивается узорной плетеной тесьмой-зех.

Обрамляющая кайма с обеих сторон оформляется узкими полосками-оби понча, в виде фестонов. С внутренней стороны кайма обшивалась красочно-ажурными швами маргула, седона, кунгри. В мелких изделиях основной узор обрамляли не каймой, а узкой шитой золотом полоской, гладкой или украшенной одним из обрамляющих швов, чаще всего оби понча.

Орнаменты бухарской вышивки золотом особенно богаты и вариативны. Мастера используют геометрические мотивы с ломанными и прямыми линиями, обязательны также растительные узоры — листья, цветы, бутоны, кустики, побеги, деревья, букеты. Часто эти узоры стилизованы.

В орнаментах бухарской вышивки можно также найти космогонические символы — звезды, луну, волны, круги. Еще одна особенность — вышитые каллиграфические надписи религиозного содержания, чаще всего располагающиеся на кайме.

Традиции бухарской вышивки золотом живы и тщательно сохраняются в наши дни. Может быть не в таком разнообразии, как в старину, но даже если вы попробуете найти два одинаковых халата, это будет невозможно.

Познакомиться поближе с вышивками можно, посмотрев этовидео или сюжет одной из программ ТВ.

Вечная красота бухарской вышивки золотом

Работы настоящих мастеров Бухарской школы узнаваемы с первого взгляда. Тот, кто хоть раз побывал в ювелирных залах ташкентского Музея искусств и Музея прикладных искусств, легко узнает многие формы на этих фотографиях.

Первым я вижу невероятной красоты браслет. Те самые большие плоские глазки бирюзового цвета, тончайшая скань и крупные смягчающие округлые зубцы с тыльной стороны. Браслет величественен и массивен. Я не решаюсь взять в его в руки, но мастер сам протягивает мне его. Потрясающей энергетики вещь

Читать еще:  Вязаный плед "Кошки-мышки"

— А посмотрите этот, — он протягивает мне ажурное плоское кольцо с легкой светлой позолотой, — и этот..- и в моих руках оказывается еще одно ажурное чудо.

Я с трепетом отстегиваю современную булавку, фиксирующую цепочку на штырьке. Браслет раскрывается на ажурные половины, словно портал в неведомое прошлое, и загадочным магнитом смыкается на моем запястье уверенно, но нежно. Это был такой сладкий серебряный плен, из которого не имело смысла бежать. Я теперь понимаю, почему булавка. Потому что принять решение о восстановлении любой, даже самой мелкой детали на этом вековом чуде вправе только его новая владелица.

Мастер снимает со стенда знаменитое бухарское нагрудное украшение из системы цепочек и пластин.

Ах как бы оно смотрелось на простом черном или красном платье.

Филигрань — излюбленная тема Маъмура Рахмонова. Комплект из нагрудного украшения на цепочки и ажурного браслета. Серебро с бирюзой.

Нить тянется и скручивается вручную от начала до конца. От кусочка серебра.

Еще пара филигранных браслетов и подвесок в исконно бухарском стеле, неизменном уж не один век.

Коварное серебро, изогнутое в тысячи колец играет с моим объективом коварную игру. Тысячи бликов от каждого элемента пытаются слиться в единое сверкающее пятно. Все же насколько человеческий глаз мудрее стеклянной линзы, даже электронно управляемой.

Серебрянные браслеты. Они разные. Современные; в старинной технике; новые формы с классическими старыми элементами.

Искуснейшая работа, качество которой можно разглядеть разве что под лупой.

Но меня еще ждет огромный стенд с бухарскими серьгами.

Терпеливо жду, когда операторы местных каналов освободят пространство перед ними.

Первыми вижу знаменитые свадебные шибиртма. Большой рубиновый глаз в окружении колец из мелкого жемчуга и многочисленные подвески.

Верхний ряд — крупные серьги холак. Рядом — бодом с подвесками.

Потрясающей тонкости работы треугольные серьги с подвесками от злых духов.

Сложные многоярусные серьги снизу. Сверху — классический кашгар-болдок.

Серьги, представляющие собой кольцо с крупной бусиной, окруженной другими, менее значимыми — это «мухаммади»

Серьги с пятью длинными, крупными подвесками разной длины на небольшом кольце — это «пянчпоча», что означает пять ножек.

Нижний ряд — традиционные серьги, не имеющие специального названия, но формы их строго определены.

Камни для украшений мастер Маъмур Рахманов использует как местные, так и привозные — из Индии и Афганистана.

Серебро исключительно узбекское, прекрасной чистоты и качества.

Еще одна традиционная для Бухары форма — монета. Именно она становится основой серьги, декорируется новыми элементами и каменьями. Монета настоящая.

Центральные серьги очень рельефны, странной формы. Четыре ажурных выпуклости — по одной на четыре стороны света.

Бирюза, серебро, позолота. Филигрань.

Стенд справа — работы мастера уже современных форм.

Мастер Маъмур Рахманов, потомственный ювелир из Бухары:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector