5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вышивка крестиком на уроках в начальной школе

Вышивка

Вышивки декоративно-прикладного характера чаще всего выполняются по толстой, в четыре нити, и более тонкой канве, ткани типа рогожки, а также на всех видах полотна с равномерным переплетением, где легко отсчитывать нитки. Для вышивки, украшающей одежду, подходят ткани хлопчатобумажные, шелковые и из синтетического волокна.

Нитки выбираются в зависимости от толщины материала. По толстой канве можно вышивать шерстяной пряжей.

Для декоративной вышивки на полотне или по тонкой канве используют разноцветные хлопчатобумажные нитки. Вышивка на тонких тканях (шелк, батист, тонкая шерсть с синтетикой и т.п.) выполняется более тонкими нитками – мулине.

Кроме основного материала и ниток, необходимо иметь еще иглы, наперсток, ножницы, пяльцы.

Игла по толщине и длине выбирается в зависимости от материала, на котором будет выполняться вышивка, от толщины нитки для вышивания и, наконец, от характера рисунка.

Чаще всего используются короткие тупые иглы с большим ушком. Игла должна быть немного толще, чем нитка для вышивания. Игла оставляет в ткани прокол, через который затем протягивается рабочая нить. Если игла тоньше нитки, прокол получается узким, нитка через него проходит с трудом, цепляется, лохматится и поэтому быстрее рвется. Если игла очень острая, ее надо затупить, спилив конец. Но для мережки – ажурного шитья – требуется, наоборот, игла с острым концом, легко входящим в подрубленный край.

Наперсток используется главным образом при работе на толстом материале, когда требуется сильно нажимать на иглу.

Небольшие острые ножницы пригодятся для обрезания конца рабочей нитки и подрезания нитей ткани (при вышивании прорезной гладью и мережек).

Пяльцы или рамка для вышивания используются для натяжения ткани. На натянутой ткани легче работать, стежки ложатся ровнее, вышивка получается аккуратнее и красивее. Кроме того, на натянутой ткани лучше выявляется структура вышивки, что особенно важно при сложных технике и рисунке.

Простейшее натяжение создается в руках следующим образом: участок ткани кладем на указательный палец левой руки и оба его конца придерживаем, слегка натягивая, большим и средним пальцами.

Для исполнения крупных и сложных вышивок необходима специальная рама, для более простых и учебных работ можно использовать круглые или квадратные пяльца размером 15–18 см. Без пялец, например, совершенно невозможно обойтись при вышивании некоторых видов ажурной мережки.

В русской, как и во многих вышивках других славянских народов, можно выделить четыре способа работы.

  • Вышивание на основе отсчета ниток (счетная вышивка).
  • Вышивание по переведенному рисунку.
  • Тамбур.
  • Аппликация.

Вышивание на основе отсчета ниток (счетная вышивка). Этим способом выполняются такие виды глухой вышивки, как прокладывание нити по прямой, счетная гладь и крест в комбинации с другими основными швами, а также строчная вышивка на продернутых нитках – простые и сложные мережки.

Вышивание по переведенному рисунку. Сюда относятся гладь, прорезная гладь и вышивка на тюле. Материалом для вышивки гладью бывает обычно тонкое полотно, шелк, батист, то есть такой материал, на котором невозможно считать нитки. Основой вышивки является точно переведенный рисунок (чаще всего это растительные мотивы – цветы с листьями и орнаменты), который затем заполняется плотно лежащими стежками. Вышивка гладью получится рельефной, если сначала проложить настил тамбурным швом или швом «вперед иголку». Для прорезной глади намечаем контуры рисунка швом «вперед иголку», затем ткань крестообразно прорезаем, загибаем внутрь, а края отверстия обшиваем плотными стежками краевым или петельным швом в валик. Для вышивки на очень тонкой ткани рисунок переводим на кальку и подкладываем его под ткань. Закрепив рисунок на ткани, вышиваем.

Тамбур. Имеется в виду вышивка тамбурным швом обычной швейной иголкой или специальной, так называемой кривой иглой.

Аппликация. В этом случае узор не вышивается, а вырезается из одной (отделочной) ткани и затем накладывается, нашивается на другую (основную) ткань. Основным материалом часто бывает тюль, на который нашиваются узоры, вырезанные из шелка, поплина или тонкого батиста.

Виды швов в ручной вышивке

Шов «вперед иголку» (см. приложение, рис. 1, а) выполняется справа налево. Длина и частота стежков могут быть различными.

В вышивке этот шов используют как вспомогательный (для настила, прокладки контура), так и самостоятельный, декоративный. Нитками разных цветов этим швом можно создавать интересные узоры (в основном геометрические).

Читать еще:  Брошь своими руками "Улитка". Вышивка бисером, мастер-класс

При выполнении шва сначала в одном, а потом в обратном направлении получается непрерывная линия стежков. Этот вид шва называется «шов вперед иголку в два приема» (см. приложение, рис. 1, б). Швом «вперед иголку» можно заполнять участки ткани в горизонтальном и вертикальном направлениях, образуя интересные наборы (см. приложение, рис. 2).

Вышивка в начальной школе

Место вышивки в начальной школе. Технологические навыки вышивания. Виды вышивок.

Просмотр содержимого документа
«Вышивка в начальной школе»

Вышивка и её место в технологическом процессе в начальной школе

Автор: Жолудева И. Н.

Вышивка — широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную или посредством вышивальной машины на различных тканях нитями, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами…

Развитие творческих способностей детей, раскрытие их возможностей посредством приобщения их к русской культуре и духовному наследию.

1 . Формирование умений и навыков по вышивке крестом.

2 . Развитие объема и концентрации внимания, воображения, памяти, терпения, пространственного видения.

З . Повышение самооценки, возрастание познавательной активности детей, уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

4 . Сохранение физического и психического здоровья детей.

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Коммуникативные УУД
  • Познавательные УУД

Формы подведения итогов

  • выставки детских работ;
  • участие в выставках декоративно-прикладного творчества;
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • итоговое проверочное занятие.

Практические навыки и умения

  • Технологической последовательности выполнения шва «крестик»
  • Закреплению нитки в начале работы способом « петля» и в конце работы
  • Правилам ухода за вышитыми изделиями
  • Выполнять практическую работу по вышиванию в соответствии с основными этапами и правилами пользования инструментами

Основные положения технологического процесса

  • обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
  • получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
  • обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во время межличностного общения;
  • обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
  • занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

План-конспект занятия на тему «Вышивка крестиком»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Тема занятия: «Вышивка крестом».

Образовательная: знакомство с вышивкой крестом, её особенностями, основными технологическими приемами; закрепление умений пользоваться инструментами; сформировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории; сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.

Развивающая: развивать фантазию, координацию движений рук, умение применять знания (о вышивании на практике); научить выполнению вышивки крестом по канве; развивать исполнительские умения; развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус; развить навыки работы в коллективе.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, целеустремленность, внимательность, взаимопонимание , сосредоточенность внимания и любовь к прекрасному; воспитать самостоятельность трудовой деятельности и формирование навыков совместной деятельности учащихся.

Профориентационная: формирование у учащихся представлений об основах организации труда при вышивании крестом.

Методы обучения: объяснительно — иллюстративный (беседа, демонстрация, объяснение, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), репродуктивный, практическая работа.

Оборудование: канва (ткань х/б, сетка), сантиметровая лента, линейка, утюг, карандаш, инструкционные карты с вышивкой и схемами, тетрадь, фартук, игла, нитки-мулине, ножницы, распарыватель.

а) история «вышивки крестом»;

Изложение нового материала:

а) материалы и инструменты;

в) технологические приемы.

а) техника безопасности;

б) советы и предупреждение о возможных ошибках;

б) домашнее задание.

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к занятию.

2.Актуализация. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой техникой.

а) Историческая справка

Вышивка — одно из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вышивание — увлекательный, творческий труд, который может принести детям много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного, дети приобретут такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность.

Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Вышивка тесно связана с появлением первого стежка.

Материалом для вышивки в разные далёкие времена служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шёлка, также применялся и натуральный волос.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище. Так как одежду шили из домотканого полотна, естественно появлялось желание ее украсить. Вышивку располагали по вороту, рукавам и подолу, и неслучайно, она служила оберегами от зла. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, икон, встречать молодых на свадьбах, чтобы жили счастливо, дарить новорожденному, чтобы рос здоровым.

Читать еще:  Оригинальная коса крючком

Вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую.

Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций. Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

Вышивкой занимались повсеместно. Это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены множество женщин и мужчин по всему миру. Девочек обучали вышивке с пяти лет. К пятнадцати годам девушка должна была не только сшить своими руками приданное, но и украсить его вышивкой. И это не удивительно, ведь все что надо для вышивания — это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет.

Вышивка крестом — это техника украшения изделий различными стежками из ниток. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине.

Главным узором народных вышивок крестом является геометрический, растительный и зооморфный (изображения животных, птиц) орнамент.

Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные и т.д.

б) Загадки. Сейчас я вам предлагаю немножко поотгадывать загадки:

Всегда в почете –
Штучка – одноручка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной. (Игла с ниткой)

Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)

На стебле белеют чашки,
В них и нитки и рубашки. (Хлопок)

Сто ям с ямой. (Наперсток)

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)

У тети Моти
Всегда в работе
Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные. (Пальцы)

3. Изложение нового материала.

а) Следующее, на чем остановимся – это материалы и инструменты.

Канва — специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом, либо хлопчатобумажная ткань. При работе с канвой важно принимать во внимание плотность ткани, то есть, сколько нитей или ячеек приходится на 2,5см. Чем больше нитей, тем меньше будет крестик.

— Нитки мулине. Обычно используются тонкие хлопчатобумажные нити, собранные по шесть штук в пасму. Эти нити очень легко разделяются. Для того чтобы вышивка стала праздничной, можно разбавить обычные нитки шелковыми или металлизированными.

— Маркеры для разметки (исчезающий маркер, смываемый маркер).

— Технологические карты, схемы узоров.

б) Далее мы остановимся на выборе цвета.

В художественной вышивке важную роль играет цвет. Любой, даже самый интересный рисунок или схему для вышивки может испортить неудачно подобранные цвета ниток. Для того, что бы наиболее выигрышно сочетать цвета ниток между собой, надо знать свойства цвета, другими словами необходимо изучить основы цветоведения в вышивке . Все цвета, встречающиеся в природе делятся на ахроматические — белый, черный, серый, и хроматические — все остальные, включающие цвета спектра — красный, синий, желтый и все их возможные оттенки.

Еще одной неотъемлемой частью в изучении основ цветоведения в вышивке является светотень. Цвет и свет — это понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря свету человек видит предметы, их форму и цвет. Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий — темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть. Поэтому очень важно цветную вышивку и особенно подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете. Правильное расположение цветов и оттенков на узоре зависит от формы предмета и освещенности. Плоский предмет, освещенный прямыми лучами, воспринимается одноцветным. На предмет объемной формы лучи света падают под разными углами и, отражаясь, создают цветовые оттенки. Каждый предмет имеет освещенную и теневую части, что позволяет видеть предмет объемным.

Однако, учитывая некоторые особенности, можно гармонично согласовывать цвета ниток:

нельзя смешивать диаметрально противоположные на цветовом круге контрастные цвета ниток. Например, если настрочить вместе красные и зеленые или желтые и синие, получится пестрота. Для гармоничного их сочетания необходимо добавлять нитки переходных тонов;

не рекомендуется смешивать нитки разной светлоты и разной насыщенности. Если прострочить по темно-красному розовым или по темно-зеленому светло-зеленым, то получится также пестрота. Между этими тонами обязательно должны быть переходные тона;

можно смешивать между собой цвета ниток, расположенные рядом на цветовом круге. Например, если прострочить по ниткам красного цвета темно-оранжевыми, или по желтым желто-зелеными, либо по темно-пурпурным фиолетовыми, то получатся новые гармоничные цвета. При этом нитки разных тонов как бы сливаются в один новый тон;

Читать еще:  Мотив для вышивки в технике Хардангер

можно смешивать между собой нитки, цвета которых имеют одинаковые насыщенность (яркость) и светлоту. Например, если настрочить по бледно-голубым ниткам бледно-сиреневыми или по бледно-желтым бледно-розовыми, получатся новые тона. Также можно получить новые темные цвета, настрочив по темно-синим ниткам темно-зелеными, по темно-фиолетовым темно-красными и т. д.

в) а теперь давайте познакомимся с основными технологическими приемами.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками.

Существует два способа выполнения стежка.

Первый способ — стежок выполняется в два приема и крест образуется сразу.

Второй способ — первые элементы отдельных стежков выполняются в ряд (по горизонтали, либо по вертикали), а затем в обратном направлении выполняются вторые элементы стежков.

Направление вторых стежков всегда должно быть одно и тоже, начиная с первого стежка и заканчивая последним.

“ Бабочка”. Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте.

“ Вверх-вниз”. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.

“ Жмурки”. Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд.

“ Массаж”. На наших ушах находится огромное количество точек, через которые можно воздействовать на тот или иной орган. Так, стимулируя мочку, вы опосредованно влияете на зрение.

Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ при работе:

Учащиеся, получают инструкционные карты с видами швов, подготавливают ткань, пяльцы и приступают к выполнению швов, используя карты и слайд, как наглядное пособие по этим операциям.

Запяливание – заправка ткани в пяльцы. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой. Прижмите большим обручем канву к меньшему. Подтяните винт. Натяните канву. Ученики выполняют запяливание.

Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок. Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами. Пучок состоит из 6 нитей. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.

Закрепляют нить на канве.
Обратите внимание на цвет, используемых ниток.
Выполняют простой крест по горизонтали снизу вверх.

Предупреждение о возможных ошибках:
1. Демонстрация приемов выполнения швов.
2. Выполнение учащимися практической работы.
3. Целевые обходы рабочих мест учащихся.
4. Соблюдение правил по технике безопасности.
5. Правильность выполнения приемов вышивания.

Маленькие советы: Чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки; для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом; чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.

Вышивать крестом несложно. Главное — добиваться максимальной точности расположения стежков, только тогда вышивка будет красивой. Чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении. В зависимости от направления работы сложилась определенная последовательность выполнения стежков.

Задание: вышивка по схемам.

Все учащиеся получают карточки самоконтроля по выполнению практической работе «Выполнение простого шва крестиком».

a) Равномерность ширины шва;

b) Аккуратность обработки срезов;

c) Ровность строчек;

Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за последовательностью выполнения практической работы, исправляю ошибки, помогаю их устранить. По ходу проверки, отмечаю допущенные ошибки, анализируем их вместе. Демонстрация работ.

6. Закрепление материала.

Ответить на вопросы:

1. Что такое Орнамент?

2. Какие виды вышивки ты можешь назвать?

3. Какие материалы и инструменты используются для вышивания?

4. Чем вышивались самые старые вышивки на Руси?

7. Подведение итогов урока.

Обсуждается цветовое решение композиции. Подбор ошибок и анализ причин, их вызвавших. Оценка каждой работы.

-по объему выполненной работы

-по сложности рисунка

-по эстетическому оформлению (аккуратность работы, правильное оформление изнаночной стороны, красота рисунка).

Домашнее задание: выполнить работу до конца.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector